36. Вид через аркаду
1638, холст,масло, 131х152 см, подписано и датировано внизу справа на
басисе колонны G · Houckgeest fe: 1638, Национальная галерея, Эдинбург, Шотландия
Это большое полотно - представление
архитектура дворца, который мог бы быть
построен в окрестностях Дельфта или
Гааги при наличии денег, материалов,
рабочей силы, подходящего климата, населения и отсутствии сопротивления
политических противников. Картину можно
было бы принять за символическое воспоминание о Риме или за внезапно открывшийся
вид во время длительного путешествия, если бы все фигуры не были в голландской
одежде. Большинство из них - аристократы, кроме двух мальчиков в центре и тех
персонажей, которые не могут быть символами процветания: слуг в ливреях,
сопровождающих пары слева и в центре, и нищих
с клюками в центре и позади колоны справа. Позы, шляпы в руках, борзые,
попугай (слева), масштаб фигур и здания представляют собой более очевидные
признаки богатства и привилегированности, чем даже сама архитектура.
«Вид через аркаду» можно назвать
традиционной архитектурной фантазией в живописи, которая процветала в Лондоне и Гааге примерно
между 1610 и 1645-50 годами. Недавно названная
«стилем королевского двора», мода
отличается - главным образом - заинтересованностью в современных формах
архитектуры, которые продолжают классическую традицию [1]. Ханс Вредеман де Врис (1527-1607),
живший в Гааге между 1601 и 1604 г.г., был известным предшественником стиля,
несмотря на вычурную витиеватость его конструкций. Настоящая картина косвенно
связана с такими видами через портики и аркады, как на полотне 1596 года Ганса
Вредемана де Вриса и его сына Пауля «Архитектура дворца с публикой» (Художественно-исторический
музей, Вена) и гравюрах по картинам Вредемана де Вриса-старшего, датируемых
ранее 1560 г.[2]. Тем не менее, в этой картине Хоукгеста язык
архитектуры поменялся, а стиль
изображения стал более реалистичным (в совокупности с относительно тональной цветовой гаммой,
низким горизонтом и в целом более впечатляющим обращением со светом и
тенью). Есть небольшая разница в стиле
живописи, не в архитектуре, между «Видом через аркаду» Хоукгеста и «Интерьером кафедрального собора в Ренене»
Бартоломеуса ван Бассена (рис. 90), датируемым тем же годом и представляющим
готическую церковь, примыкающую к дворцу в «итальянском стиле» королевы
Богемии (который спроектировал сам Ван
Бассен) [3].
Подобные композиции были написаны начиная с
1620-х годов Дирком ван Деленом (1605-1671), художником из Миддлбурга, чьи
работы были широко известны в Голландии, и Ван Бассеном в 1630-х годах [6]. Палитра коричневых и серых тонов, искусно наложенные пятна света и тени
также напоминают Ван Бассена, хотя работа Хоукгеста выглядят объемнее, чего нехватает в работе его
наставника.
Не вдаваясь в частности, два аспекта полотна
Хоукгеста впечатлили знатоков:роскошная перспектива и классические архитектурные
формы [7]. Генерал-губернатор Фредерик
Хендрик, его секретарь Константин Гюйгенс и архитекторы, с которыми они
работали (например, Якоб ван Кампен и Питер Пост), серьезно изучали итальянскую
архитектуру ΧѴI и начала ΧѴII веков. Неудивительно, что интерьер Новой кирхи
Ван Кампена в Харлеме, построенной между 1645 и 1649 годами, напоминает портик
на настоящей картине, близкий по форме к греческому кресту с пересечением бочкообразных
сводов, и, естественно, значительно упрощенных в соответствии с совершенно иной
целью и духом кальвинистской архитектуры [8].
То, что
настоящая картина передает великолепное изображение жизни, какой она могла бы
быть при голландском дворе, подтверждается сравнением с другими картинами,
датируемыми временем правления Фридриха Хендрика, такими как сцены банкетов Ван
Бассена и Хоукгеста, описанные в главе 3 (см. рис. 92), и представление идеального
(в прошлом) дворца, предназначенного для короля и королевы Богемии (рис. 91).
На заднем плане картины «Вид через аркаду» - вид, напоминающий патио и сады дворцов в Хонселарсдейке
и Рейсвейке. Последний был почти завершен в конце 1630-х годов и имел
классический въезд, очень похожий на показанный в конце картины Хоукгеста (см.
рис. 8). Большие регулярные сады того времени отличались осевыми «проспектами»
или перспективами; на виде с воздуха на Хойс тер Ниберх в Рейсвейке
пространство для аркады, изображенной в «перспективе» Хоукгеста (включая круг в центре), кажется, зарезервировано сразу за
домом.
1. See Liedtke 1991a.
2. See Rotterdam 1991, no.1, for the painting
in Vienna, and see also p. 167, fig. 2, no. 29, for a comparison between the
present picture and one of Hieronymus
Cock's plates after Hans Vredeman de Vries in the latter's Scenographiae
of 1560.
3. The quote is from John Evelyn's diary in
1641; see in this catalogue chap. 1, n. 21. Van Bassen's work for the courts of
Holland and Bohemia is considered in chap. 4 in the section on architectural
painting.
4. Rotterdam 1991, no. 6.
s. See Liedtke 1991a, pp. 33-34, on Van
Steenwyck's whereabouts.
6. For example, Van Deleo's Church Interior
with the Presentation in the Temple of 1623, in the Museum der Bildenden
Kiinste, Leipzig; see Rotterdam 1991, no. 11; and Van Bassen's Interior of a
Catholic Church of 1632 (oil on canvas, 43 1\8" x 54 3\4 “ [110 x 139 см]), at the Van Haeften gallery,
London, in 1984.
7. See
the remarks about the vanishing point and distance points in Rotterdam 1991, p.
165.
8. On Van Campen's Nieuwe Kerk in Haarlem
(which had to be built inexpensively), see Amsterdam 1995, pp. 184-87, and
Schwartz and Bok 1990, pp. 215-17 (pp. 221, 263, no. 72, for Saenredam's
interior view of 1652 in the Frans Halsmuseum, Haarlem, which is similar in
composition to the present work by Houckgeest).
🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"