Питер де Хох. Голландский дворик.
Два солдата и служанка пьют пиво в живописном
дворике; башня Новой кирхи на заднем плане (слегка измененная вверху) указывает
на то, что действие происходит в Дельфте
[1]. Две новые фаянсовые трубки и
открытая пачка табака ждут юную прислугу
с горшком горячих углей. Солдат в
нагруднике бросил плащ на забор слева. О беззаботности сценки свидетельствуют
расслабленные позы и выражения лиц (сравните пару в «Бокале вина»
Вермеера, кат. № 70), их близость друг к другу (Де Хох подвинул служанку ближе
к столу, чем это было изначально) [2], и они пользуются единственным высоким пивным стаканом. Спиральная стеклянная нить на
восьмигранном корпусе отмечает приблизительное количество выпитого партнерами.
Как и интерьеры конца 1650-х годов, сценки Де Хоха в двориках домов среднего и высшего класса в ретроспективе могут быть восприняты как «жанрификация» его более ранних бытовых сценок (см. кат. № 23) [3]. Большое сходство между этой картиной и семейным портретом Де Хоха (кат. № 27, Вена) или портретом бургомистра Дельфта и его дочери в Старом Дельфте работы Яна Стена (кат. № 58) имеет важное значение не только как отражение художественного развития Дельфта, но и как признак изменения вкусов и взглядов. Эта картина - прекрасная зарисока сиюминутного события; она могла быть куплена владельцами изображенного на картине дома, но явно не такими людьми, как солдаты и горничная. Что касается живописания фигур - оно вполне сочувственное; картина доносит до зрителя ощущение невинного удовольствия в тихом уединенном месте в солнечный полдень [4].
Каким бы напоминающим о Дельфте ни было
изображение - это художественная находка, суть которой в живописании кирпичной стены и дверного проема. Стена,
вероятно, нарисована с натуры, так как она почти идентична стене со ступенями и
более низким дверным проемом справа на виде двора 1658 г. в Лондоне (кат. № 30) [5]. Подобно стене, горничной и маленькой девочке (которую также переместили в
процессе рисования), башня кирхи,
несомненно, была вставлена в композицию там, где она смотрелась лучше всего, а
не там, где она была на самом деле. Тень от женских фигур и поток света на двух кирпичных
стенах сообщают о положении солнца отличное о того, которое дает тень от башни
кирхи и купы деревьев, видимых через дверной проем (всё это выглядит как
половина картины Адама Пинакера или Адриана ван де Вельде).
0 коммент.
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.