Питер де Хох. Голландский дворик.

by - января 01, 2024


   Питер де Хох, Голландский дворик, 1659-60, масло, холст, 69.5 x 60 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Два солдата и служанка пьют пиво в живописном дворике; башня Новой кирхи на заднем плане (слегка измененная вверху) указывает на то, что действие происходит  в Дельфте [1].  Две новые фаянсовые трубки и открытая пачка табака ждут  юную прислугу  с горшком горячих углей. Солдат в нагруднике бросил плащ на забор слева. О беззаботности сценки свидетельствуют расслабленные позы и выражения лиц (сравните пару в «Бокале вина» Вермеера, кат. № 70), их близость друг к другу (Де Хох подвинул служанку ближе к столу, чем это было изначально) [2], и они пользуются единственным  высоким  пивным стаканом. Спиральная стеклянная нить на восьмигранном корпусе отмечает приблизительное количество выпитого партнерами.

Как и интерьеры конца 1650-х годов, сценки   Де Хоха в двориках домов среднего и высшего  класса в ретроспективе  могут быть восприняты как «жанрификация» его более ранних бытовых сценок (см. кат. № 23) [3].  Большое сходство между этой картиной и семейным портретом Де Хоха  (кат. № 27, Вена) или портретом  бургомистра Дельфта и его дочери в Старом Дельфте работы Яна Стена  (кат. № 58) имеет важное значение не только как отражение художественного развития Дельфта, но и как признак изменения вкусов и взглядов. Эта картина - прекрасная зарисока сиюминутного события; она могла быть  куплена  владельцами изображенного на картине  дома, но явно не такими людьми, как солдаты и горничная. Что касается живописания фигур -  оно вполне сочувственное; картина  доносит до зрителя ощущение невинного удовольствия в тихом уединенном месте в солнечный полдень [4].

Каким бы напоминающим о Дельфте ни было изображение - это художественная находка, суть которой в живописании  кирпичной стены и дверного проема. Стена, вероятно, нарисована с натуры, так как она почти идентична стене со ступенями и более низким дверным проемом справа на виде двора 1658 г. в Лондоне (кат. № 30) [5]. Подобно стене, горничной и маленькой девочке (которую также переместили в процессе рисования),  башня кирхи, несомненно, была вставлена в композицию там, где она смотрелась лучше всего, а не там, где она была на самом деле. Тень от  женских фигур и поток света на двух кирпичных стенах сообщают о положении солнца отличное о того, которое дает тень от башни кирхи и купы деревьев, видимых через дверной проем (всё это выглядит как половина картины Адама Пинакера или Адриана ван де Вельде).  

Авторская (вероятно), но менее качественная копия этой картины находится в Маурицхёйсе, Гаага. На ней отсутствует солдат в нагруднике, закрашенный, видимо, позднейшей рукой [6].

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.