Питер де Хох. Плата за постой

by - декабря 11, 2023




I658, холст, масло, 71х64 см, подписана справа: P.D.H/ 1658, частная коллекция

Когда Сэмюэл Пепис посетил Дельфт в мае 1660 года, его поразило то, что «в каждом увеселительном заведении в каждой комнате висит "ящик для бедняка", в которую дельцы бросают монеты по заключении сделки [1]. Здесь обстановка такая же, но сюжет в некотором смысле обратный: разница в том, что постоялец хочет уйти без достаточной платы. Старый солдат недоволен: перед ним стоит служанка, у нее в правой руке монета, и она ясно дает понять, что нужна еще одна. Оба персонажа, видимо, выполняли этот ритуал неоднократно, и, надо полагать, это было обычным делом, что и превратило ситуацию в сюжет социальной комедии [2]. На заднем плане два джентльмена и женщина с бокалом вина — трио, похоже, путешествующее по творчеству Де Хоха в Дельфте, - не обращают внимания на небольшую стычку.

Как отметили Роланд Флейшер и другие авторы, трактовка этой темы де Хохом вероятно, была навеяна несколькими годами ранее работой Людольфа де Йонга (рис. 256) [3]. Главные герои, особенно военный в шляпе и кирасе, очень похожи, но действие на картине Де Йонга разворачивается в конюшне. Как и в других картинах конца 1650-х годов, Де Хох слегка возвышает тему, изменяя обстановку, отчасти за счет улучшения изображения укладки напольной плитки. Он вернулся к сюжету в конюшне на большом полотне около 1670 г. (Метрополитенмузей), где военный — более молодой и одетый по моде офицер, а хозяйка - миловидная девушка. И снова фигуры располагаются вокруг стола в живописном потоке света, который струится через окно на заднем плане справа.

Судя по свисающим портьерам, игра света была одной из главных забот Де Хоха, но самое красивое его решение было выполнено для группы на заднем плане и занавесок (тень одной из которых доходит до ботфорта пожилого кирасира). Сами портьеры напоминают те, которые можно найти в другом месте, а именно, свисающие на переднем плане картин с церковными интерьерами, такие как «Интерьер Старой кирхи в Дельфте» работы Хоукгеста в Рейксмузеуме (кат. № 40) и вид той же церкви Ван Влита в частной коллекции (кат. № 81). Это сравнение подтверждает подозрение, что наклонно расположенная напольная плитка Де Хоха и то, как он разделил удаляющееся пространство парой вертикальных элементов на переднем плане, не были идеями, пришедшими ему в голову, когда он сидел в пивной.



Рис. 256. Людольф де Жонг, Плата за постой, 67х65 см, частная коллекция




🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.