Якоб ван Геел

by - мая 24, 2022


Якоб ван Геел

Миддлбург 1584 – 1637 Дордрехт

Пейзажист Якоб ван Геел был, вероятно, уроженцем Миддлбурга. Нет никаких сведений о том, где и у кого он учился живописи. В начале столетия он зарегистрировался в гильдии св. Луки Миддлбурга в которой он исполнял должности заместителя декана (I6I5-16I7) и декана (16I7-16I8). Большая часть сохранившихся документов из его миддлбургского периода относится к его растущим долгам. В 1626 году, возможно, в попытке избавиться от кредиторов художник переехал в Дельфт, где 18 октября был свидетелем крещения Адриана ван дер Поэля, брата художника Эгберта ван дер Поэля. Год спустя Ван Геел – к тому времени вдовец, он жил в Дельфте на «Старом свином рынке» - женился на вдове Лисбет Шрафен. Женитьба была неудачной, в 1629 году пара развелась (тем не менее, они продолжали жить вместе до смерти Лизбет в 1632 году). Ван Геел был зарегистрирован в гильдия Святого Луки Дельфта в 1628 году. В 1637 году он зарегистрировался в гильдии Дордрехта. Нет сведений о том, когда и где он умер, последняя его картина датирована 1637 годом.




Пейзаж, I633 масло, дерево, 49 x 72 см, подписано Jacob v geel , Рийксмузей, Амстердам, Нидерланды

Популярность Адама Пинакера, Эгберта ван дер Поэля и Паулюса Поттера, которые работали в Дельфте, начиная приблизительно с 1645 года, оставила работы более ранних пейзажистов Дельфта, из которых, вероятно, самым значительным является Якоб ван Геел, в относительной безвестности. Ван Геел приехал в Дельфт из Миддлбурга в 1626 году и оставался там до 1633 года, после чего он переместился в Дордрехт.

Настоящая картина является прекрасным примером своеобразных более поздних работ Ван Геела, выполненных им в Дельфте и Дордрехте. Справа на переднем плане - густые заросли.. Под листвой несколько странников идут по тропинке, которая вьется между скрученными стволами вглубь леса. Слева открывается равнина, которая скрывается за пролеском с несколькими едва видными фигурами в центре. Разделение композиции на две отдельные части отражает фламандскую традицию пейзажной живописи, восходящую к концу ΧѴI века. Сочное расцвечивание и манера Ван Геела рассматривать передний план, средний план и задний план как места для коричневого, зеленого и синего цветов - это фламандские приемы, которые он использовал долгое время; однако в этой картине заметно усиление коричневого и зеленого тонов - тенденция, которая будет продолжаться на протяжении всей последующей работы художника.

Главные объекты на этой картине, как и во многих других работах Ван Геела - деревья с искореженными стволами и сучковатыми ветвями, местами густо обросшие мхом и виноградной лозой. На переднем плане - одно мертвое дерево, перегнувшееся через тропинку и сломавшееся под тяжестью кроны и веса ствола. В попытке провести параллель между проблемной жизнью художника и его творчеством один из авторов охарактеризовал такие объекты как «истерзанные деревья измученного художника», но прямая связь между психологическим состоянием художника и его искусством кажется одновременно и недоказуемой, и несовместимой с реалиями его быта и художественной среды. Было бы точнее сказать, что внушающие не очень приятные ощущения лесные сцены Ван Гила обычно впечатляют атмосферой фантазии и восхищения, которая иногда становится мрачной и гнетущей, и если пойта дальше – даже гротескной.

В связи с тем, что датированы только несколько работ Ван Гила, выполненных в последние годы его жизни в Дордрехте, практически невозможно определить, какие из них были написаны в Дельфте. Настоящая картина поразительно похожа на другой «Пейзаж» Ван Гила, ныне находящийся в Ганновере, который датируется 1633 годом и, вероятно, был написан сразу после переезда художника в Дордрехт. Учитывая параллели в композиции и исполнении, кажется правдоподобным, что эти две картины были написаны примерно в одно время.

Вальтер Лидтке заметил в другом месте этого каталога, что в североевропейской живописи традиция изображения дремучих лесов восходит к Альбрехту Альтдорферу (до 1480-1538) и нашла свое продолжение в творчестве Гиллиса ван Конинкслоо (1544–1606), Йоса де Момпера (1564–1635), Яна Брейгеля (1568–1625), Руланта Саверей (1576–1639) и современников Ван Геела - Геркулеса Сегерса и Александра Кейринкса. Эта традиция, и особенно ее интерпретация Ван Геелом, резко контрастирует с развитием пейзажной живописи в других местах Голландии в 1620-е и 1630-е годы, преимущественно в Харлеме. Пока Ван Геел продолжал рисовать свои жутковатые сказочные леса, Эсайас ван де Велде, Питер Молейн, Саломон ван Рейсдал и Ян ван Гойен начали обращаться к видам родных деревень и к их правдоподобному изображению. Несмотря на то, что картины не были до последнего штриха топографически точными, эти пейзажи с их дюнами, каналами и реками, ветряными мельницами, холмами и широкими просторами узнаваемы мгновенно как родина художников. Причина, по которой Ван Геел не чувствовал себя обязанным следовать этому новому течению, видимо, была в разнице во вкусах. Его покровители, скорее всего, принадлежали к придворным и зажиточным кругам Дельфта, Гааги и Дордрехта, и неудивительно, что они предпочитали дорогостоящие, роскошные и прекрасно выполненные идеализированные пейзажи антверпенской традиции натуралистическим пейзажам молодых художников из Харлема и Амстердама.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа" 100

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.