Луис Аэрноутс Эльзевир

by - марта 24, 2022


Сын лейденского художника и трактирщика Эльзевир (Лейден 1618 - Дельфт 1675) зарегистрировался в лейденской гильдии св. Луки в 1645 году. В том же году он женился на Хелене Вэлпот, дочери известного в университетском городе печатника. 3 сентября 1646 г. Эльзевир был зарегистрирован в гильдии художников Дельфта; он избирался старостой гильдии в 1669 и 1673 гг.. В 1648 г. художник (он также торговал красителями и красками) за 2050 гульденов купил дом, называемый «Голубой пёс», на Воорстрат 1 рядом со Старой кирхой. Он был похоронен в Старой кирхе 3 декабря 1675 года.

Помимо выставленных здесь работ, известны еще только три картины Эльзевира. Интерьер конюшни и пейзаж (обе 1647 года) напоминают Хендрика Сорга и Яна ван Гоэна соответственно. Еще один пейзаж датируется 1648 годом.



Интерьер старой кирхи, Дельфт. Вид через каменную арку, 
1653, холст, масло, панель, арка написана на дереве, 54х44 см, подписано и датировано слева внизу: L. Elsevier I 1653
Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, Португалия

На холсте, приклеенном на деревянную панель, художник изобразил вид Старой кирхи с северного прохода на восток. Хоры Марии с надгробием Элизабет ван Марникс Морган (возведено в 1609) видны на заднем плане в обрамлении витражей, выбитых взрывом в Дельфте в следующем году. 

Палитра и композиция напоминают несколько более ранние работы Герарда Хоукгеста, хотя только его утерянная панель 1651 года Собор Якова в Гааге (бывший Художественный музей, Дюссельдорф) похожа на интерьер существующей церкви в виде спереди. Почти такой вид Старой кирхи был написан Хендриком ван Влитом примерно в 1665 году (Картинная галерея Академии, Вена), и, возможно, он обращался к этому раньше. Падающий солнечный свет и эффект силуэта затененных арок напротив у противоположной стены трансепта очень напоминают работы Ван Влита. 

Сравнение с его более поздней версией вида также предполагает, что разрез вымышленного арочного проема против ближайших арок собора был определен формой цилиндрического свода над этим проходом в самой церкви.

Каменная арка (на ней размещен герб Дельфта) и тротуар перед ней (кроме скругленного края порожка) написаны на доске. Ближний конец косточки, которая лежит в дверном проеме, немного приподнят в отличие от косточки поближе (но не самой ближней). Несколько разбросанных костей могут показаться чем-то посторонним в такой картине, но кости (овечьи бабки) использовались в азартных играх (в некоторых культурах - в гаданиях), и голландские литераторы часто проводили аналогию таких игр земному существованию. Собака на переднем плане писает на арку, как если бы это была обычная постройка, и это – подсказка знатокам, что этот мотив является вымышленным. Прямо над собакой детские рисунки (мальчик и птицы) украшают основание пилястры; подобные эскизы (лодки и птицы) видны над подписью художника слева. Хоукгест также разместил детские рисунки над своей монограммой на основании ближней колонны в интерьере церкви, датированном 1651 годом. Такие знаки мелкого хулиганства, несомненно, можно было обнаружить в голландских храмах, они также привлекали внимание к возможностям художннка.

Находка Эльзевира стала новым направлением в иллюзионистских архитектурных картинах. Фиктивная рама на картине Хоукгеста в Гамбурге  и рама в картине «Интерьер Старой кирхи, Дельфт» похожи на элементы архитектуры, а не на рамы для картин. Как было отмечено в главе 4, Де Витте поместил свой вид на Старую кирху 1651 года (рис. 120) в раму из черного дерева с дверцами, на которых с обратной стороны написан натюрморт. Эльзевир, возможно, намеревался также противопоставить мирское и духовное, но сделал это с большой деликатностью, как бы уравнивая гражданские и церковные сооружения. Как и в случае с современными жанровыми картинами, одной из основных задач художественного произведения был вызов, приглашение к обсуждению.

Было высказано предположение, что рустованная арка "вероятно, была скопирована со знаменитых «Ворот окороков» (Hammenpoort Gate) в Дельфте". Однако они сходны только в общих чертах, и каменные арки приблизительно такого же стиля в то время были довольно распространены.

 Более важный момент, касающийся арочного прохода, заключается в том, что его холодный темный тон великолепно контрастирует с сияющим интерьером церкви, и это значительно усиливает общую иллюзию на обычном расстоянии просмотра. 

В одной этой работе малоизвестный Эльзевир кажется достойным коллегой Фабрициуса и архитектурных художников Дельфта, которые в начале 1650-х гг. все были главным образом сосредоточены на эффектах оптического обмана.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.