Кристиан ван Ковенберг, Женщина с корзиной фруктов

by - марта 11, 2022


Женщина с корзиной фруктов

1642, холст, масло, 107х93 см, подписано и датировано справа вверху CB[ F?] 1642 Картинная галерея университета Геттингена, Германия


Зрелая молодка стоит в дверном проеме, придерживая портьеру тыльной стороной ладони. Она держит корзину, переполненную фруктами, а из ее лифа, кажется, вот-вот выпадет его обильное содержимое. Хотя женщина, предположительно, входит в комнату, в которой находится зритель (нет необходимости обсуждать то, что он - мужчина), кажется, что она остановилась в двери, приглашая его зайти в укромный уголок. Улыбка и взгляд очень выразительны и напоминают собственную запись Сэмюэля Пеписа о гостинице в Дельфте, где горничная была «чрезвычайно хорошенькой девушкой, подходящей для забав».

Считается, что на картине изображена Помона, римская богиня древесных плодов и изобилия. Хотя отсылки к классике и Библии часто служили прикрытием для включения сексуальных сцен в коллекции ΧѴII века, есть несколько работ, в отношении которых такое оправдание не звучит убедительно. Холст Ван Ковенберга – это бесхитростная живопись, которая поначалу расцвела в Утрехте в 1620-х годах и стала популярной в придворных кругах Гааги примерно между 1635 и 1650 годами.

 Герард ван Хонтхорст и Паулюс Морельсе часто рисовали куртизанок, одетых как пастушки; птичка в руке (или голубиное гнездо в «Пастушке» Ван Хонтхорста 1652 года, Центральный музей Утрехта) или предложение фруктов (как в «Пастушке с яблоками» Ван Хонтхорста, около 1622–1623 года; частное собрание, Англия) могут напомнить Венеру, Еву, Помону или какой-нибудь другой древний персонаж, но одежда с соблазнительно низким декольте и светлые локоны, обрамляющие голландские лица, должны были дать зрителю ощущение домашней обстановки.

Изображения венецианских куртизанок кисти Тициана и Пальма Векьо были известны в Нидерландах, они вдохновили Рембрандта и некоторых художников его круга (в частности, Виллема Дроста) и других голландских художников на создание подобных картин. Рембрандт заимствовал в картине Пальма Веккьо позу, изменил ее и разместил свою модель (вероятно, свою спутницу Хендрикье Стоффельс) в открытой створке голландской двери - «Женщина у открытой двери» около 1656-57 гг. (Картинная галерея, Берлин). 

Среди фривольных картин также представляют интерес «Молодая женщина в постели» Рембрандта, ок. 1643-45 гг. (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Англия) и «Девушка, облокотившаяся на подоконник», датированная 1645 г. (Картинная галерея Далвича, Лондон, Англия); «Молодая женщина у открытой полустворки двери», приписываемая Сэмюэлю ван Хогстратену (Институт искусств Чикаго, США); аналогичные работы, написанные другими художниками в Амстердаме в течение 1640-х годов. 

Картина Ван Ковенберга напоминает об этих композициях, в которых использовались дверной проем, поза и вздымающаяся блузка, что в конечном счете проистекает из венецианской моды.

Однако, работы, наиболее схожие по стилю с этой, родились в Утрехте и Антверпене (чего и следовало ожидать от дельфтской картины). Наряду с его картинами с женскими фигурами вспоминается «Веселый скрипач» Ван Хонтхорста 1623 года (Рийксмузеум, Амстердам): развеселый музыкант высунулся из окна, занавешенного гобеленом. Вольфганг Майер-Пройскер в недавнем письме к автору этой части каталога высказал предположение, что картина Ван Ковенберга «Веселый музыкант» 1642 года, вероятно, связана с настоящей картиной.



Кристиан ван Ковенберг, Веселый музыкант, 1642, холст, масло, 108х94 см, частная коллекция

Это кажется вполне правдоподобным, учитывая не только одинаковые размеры и даты двух полотен, но и очевидное сходство их обоих с «Веселым скрипачом» Ван Хонтхорста. Одна из самых близких работ фламандского художника - «Молодая женщина, старик и попугай» Якоба Иорданса (ок. 1640; Собрание принца Лихтенштейна), где женщина и ее пожилой воздыхатель показаны в открытом окне. Эта картина и еще один холст Йорданса, «Девушка с корзиной фруктов перед открытой дверью и влюбленная пара» (ок. 1635 г., Художественная галерея и музей, Глазго), на которых влюбленные появляются в дверном проеме - тесно связаны с его гобеленом и фресками 1630-х гг. На них изображены фигуры, стоящие на балконах или проходящие через дверные проемы, они более четко, чем композиции Ван Хонтхорста, Ван Кувенберга или Брамера, обнаруживют свои корни в полотнах Веронезе. 

 Таким образом, это большое полотно в Геттингене должно было быть еще более тесно связано с гобеленами Ван Ковенберга, чем могло показаться на первый взгляд. Несмотря на свои технические ограничения, он является художником, заслуживающим более пристального внимания в его связи с некоторыми наиболее важными художественными промыслами Дельфта: декоративная роспись, дизайн гобеленов, исторические картины и жанровые сцены.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.