Карел Фабрициус

by - апреля 03, 2022


Карел Фабрициус

Мидден-Беемстер 1622 – 1654 Дельфт

Сын учителя, пономаря и второразрядного художника, Карел Фабрициус был крещен 27 февраля 1622 года в городе Мидден-Беемстер, недалеко от Хорна, к северу от Амстердама. Имя Фабрициус (происходит от латинского «фабер», или рабочий) было принято его отцом, Питером Карельсом, вероятно, в качестве приобщения к образованным людям с такой фамилией. Когда Карел и его младший брат, будущий художник Барент Фабрициус (I624-I673)) появились в местной церкви в 1641 году, каждого из них называли «плотник» - видимо, они работали плотниками или каменщиками. В сентябре того же года Карел женился на соседке Аелтге ван Хассельт. Пара (очевидно, вскоре после этого) переехала в Амстердам, где Фабрициус стал учеником Рембрандта (как пишет Сэмюэл ван Хогстратен, он был учеником Рембрандта примерно с 1642 года до 1646-47 года). Фабрициус потерял своего первого ребенка в августе 1642 года, затем – второго, в следующем году; его жена умерла в апреле 1643 г, после нее остались картины и несколько ценных предметов. В июне 1643 года художник вернулся в Мидден-Беемстер и оставался там до 1650 г. Его следующий брак на вдове из Дельфта Агате ван Пруйссен из Дельфта был зарегистрирован в августе 1650 г., в это время пара, как сообщалось, жила в Старом Дельфте, в ее родном городе. Фабрициус не регистрировался в гильдии художников Дельфта до 29 октября 1652 г. Ранее в том же месяце он занял 200 гульденов, несколько других займов записаны в 1653 и 1654 годах. Вероятно, это было вскоре после смерти его тестя в январе 1653 г., когда художник и его жена переехали на Долеенстраат. Там он погиб при взрыве порохового склада 12 октября 1654.

В феврале 1655 г. вдова Фабрициуса свидетельствовала, что ее покойный муж был «художником двора Его Высочества принца Оранского».



Карел Фабрициус, Автопортрет,1648-50, масло, панель, 65х49 см, подписано вверху справа: fabritius/f Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды

На недавней выставке автопортретов Рембрандта как бы в ее заключение были представлены автопортреты его учеников. Некоторые из этих работ, а также те, которые не вошли в экспозицию выставки, убедительно свидетельствуют о влиянии Рембрандта, и особенно о влиянии его самоутверждающего «Автопортрета» 1640 года. Фердинанд Бол (1616–1680 гг.), Гербранд ван ден Экхаут (I62I – I674), Говерт Флинк (1615–1666 гг.) , Самуэль ван Хогстратен (1627–1678) и Филипс Конинк (1619–1688) - все изображали себя однажды или несколько раз в позе, аналогичной позе Рембрандта, и в сопоставимых причудливых нарядах с отсылкой к античности.

Представленный здесь автопортрет Фабрициуса несколько отличается по характеру от портретов его коллег из мастерской Рембрандта. Оопределение этой картины как автопортрета основано на необычайно низком расположении фигуры, прямом взгляде, напряженном выражении лица и необычной одежде. Модель, кроме того, идентична изображению на автопортрете Фабрициуса 1654 года. В отличие от большинства художников того времени, которые изображали себя в торжественном одеянии, Фабрициус представляет себя в том, что ошибочно называют рабочей одеждой: с полурасстегнутой рубашкой, без шляпы или берета. Однако одежда Фабрициуса не настолько повседневная, как может показаться. Помимо просторной накидки (домашнего платья, появившегося в ΧѴI столетии и которое все еще носили художники ΧѴII века), на Фабрициусе одежда с горизонтальным вырезом горловины, напоминающая куртку ΧѴI века или то, что может быть, камзолом с заправленным под него воротником. Таким образом, облачение Фабрициуса, действительно, похоже на одежду начала ΧѴI века, ту, что изображали Рембрандт и его ученики на своих автопортретах. Несколько небрежный вид костюма - белая рубашка, например, обычно застегивалась на шее - и отсутствие фирменной марки Рембрандта - берета показывает, что Фабрициус избегает любых ассоциаций с изображениями художников в костюмах античного стиля, хотя и не показывает себя homo faber - простым рабочим (что намекало бы на его фамилию).

Фабрициус изображает себя на фоне зеленовато-коричневой осыпающейся штукатурки. И фигура, и фон выполнены жирными широкими мазками с использованием техники сухого импасто, а основа иногда остается видимой. Палитра варьируется от теплых телесных тонов до темно-коричневых. Черты лица Фабрициуса подчеркиваются ярким светом, падающим на его лоб, и резкими тенями, отбрасываемыми на его лицо; некоторые локоны обозначены влажной краской, вероятно, кончиком кисти. Из-за смелого исполнения, цветовой гаммы и драматической светотени картина когда-то считалась принадлежащей Рембрандту, чья подпись даже была добавлена. Консервация, выполненная в ΧIΧ веке, показала, что подпись была фальшивой и что подлинная подпись Фабрициуса была процарапана на влажной краске.

Ученые разошлись во мнениях относительно даты создания картины. Предположение Фредерика Шмидта-Дегенера о дате «1645» оказалось неверным. Кристофер Браун датировал картину примерно 1648-50 годами, утверждая, что это «более уверенная работа», чем Портрет Авраама де Поттера (1648-49 годы; Рийксмузеум, Амстердам), хотя в ней «довольно отчетливо видна палитра и техника» дельфтского стиля Фабрициуса. По мнению других, картина должна быть датирована примерно 1645 годом из-за очевидного влияния Рембрандта в манере письма и цветовой гамме, которое почти исчезло в амстердамском Портрете Авраама де Поттера. Вернер Сумовски, согласившись с тем, что палитра Рембрандта отсутствует на амстердамском портрете, допускает, что Фабрициус чередовал стили в конце 1640-х годов ичто настоящий автопортрет может поэтому был написан после Авраама де Поттера, Арианна ван Сухтелен утверждает, что амстердамская картина и представленный здесь автопортрет «демонстрируют более тщательную отделку», чем близкое к манере Рембрандта Воскрешению Лазаря (ок. 1643, Национальный музей, Варшава) - вероятно, самая ранняя работа Фабрициуса. Уолтер Лидтке в этом каталоге и в других работах поддерживает датировку автопортрета Брауном примерно 1648-50 годами, но оставляет открытым вопрос, был ли он завершен несколько раньше или позже «более официального» Авраама де Поттера. Несомненно, что глубоко различающийся характер двух портретов предполагает, что их стилистические различия не имеют ничего общего с тем, когда они были написаны. Картина Рейксмузеума - это официальный портрет, созданный для покровителя и поэтому строго придерживающийся современных традиций и моды. Напротив, автопортрет, созданный без ограничений по заказу клиента, мог быть написан с намерением поэкспериментировать с композицией, манерой письма и костюмом.

Этот автопортрет, вероятно, предшествует дельфтскому периоду Фабрициуса, и его стиль и техника значительно отличаются от тех, что были в дельфтских картинах художника. В Дельфте Фабрициус должен был отойти от своей ранней живописной техники с ее густым импасто и драматургией Рембрандта и перейти к стилю с точной отделкой и более тонкими, более обобщенными эффектами света и пространства. Настоящую картину можно рассматривать как ранний образец общего интереса художника к «визуальному опыту», который в начале 1650-х годов должен был привести его к развитию «техники ... аналогичной подходам Поттера и Де Витте в других жанрах».

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа" 68

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.