Балтазар ван дер Аст. Ваза с цветами у окна,

by - января 06, 2022



Балтазар ван дер Аст. Ваза с цветами у окна, 1650-1657, 67х98 см, картинная галерея Дессау, Германия

За годы в Дельфте (1632-57) Ван дер Аст написал ряд сложных натюрмортов, которые по своей исключительной изысканности, разнообразию мотивов и размерам были самыми амбициозными и, несомненно, самыми дорогими картинами в его жизни. Монументальное панно около 1640-х годов в Дуэ (рис. I03), возможно, является наиболее выдающимся примером, но эта картина не имеет себе равных по качеству и интересу к ней, как к произведению дельфтской школы.



Балтазар ван дер Аст, Натюрморт с цветами, фруктами и ракушками, 1640, масло на дереве, 134х140 см, музей Шартрез, Дуэ, Франция

Если принять во внимание сходство обстановки с ранними жанровыми интерьерами де Хоха и Вермеера, в частности с «Женщиной, читатющей письмо», Дрезден, можно ориентировочно определить дату создания этой картины. Все ученые сходятся во мнении, что она относится к дельфтскому периоду творчества художника; Сэм Сегал предполагает, что это, вероятно, 1640–е годы.

По манере исполнения, тонкой обработке света и свободой композиции она сопоставима с работами середины 1630-х годов. Подобные построения встречаются в жанровых картинах, датируемых примерно 1620-ми годами, и довольно часто их можно увидеть в работах 1640-х годов; однако ни одна из них не близка к ним настолько, как эта.

По своей непосредственности и точности - стол, окно и здание снаружи отступают к точке схода, совпадающей с красно-белой гвоздикой в ​​центре букета, - пространство напоминает то, что можно найти в дельфтских картинах от начала до середины1650-х, включая церковные интерьеры , «Вид в Дельфте» Фабрициуса , картина Стена «Дельфтский бюргер и его дочь» 1655 г. и самые ранние жанровые интерьеры Вермеера.

Структура композиции также напоминает натюрморты, датируемые началом 1650-х годов, например, «Натюрморт Vanitas» Хармена Стенвика, в котором стол установлен у разделенной стены, а окно должно быть вне поля зрения слева. Обе картины вызывают ощущение полного присутствия в углу реальной комнаты, а не просто рядом со столом в неопределенном пространстве.

Таким образом, представляется вероятным, что эта картина - одна из последних работ Ван дер Аста, датируемая периодом от начала 1650-х годов до его смерти в 1657 году. В изображении пространства и (как заметил Пол Тейлор) его «нежности света и цвета» картина может быть поставлена в один ряд с работами более молодых художников, таких как Фабрициус, де Витте и Вермеер.

Тейлор подробно описывает использование Ван дер Астом в этой картине «таких приемов, как обманка и чиароскуро (контрастная игра света и тени)». Первый термин относится к чередованию светлых и темных тонов, последний - к месту цвета в общей схеме освещения. "Центральная ось букета - белые цветы. На левой стороне - розовый, желтый и голубой; справа нарисованы темно-розовый, красный, оранжевый и темно-синий». Синие цветы - гиацинт, валериана и аконит - используются, чтобы приглушить или уменьшить преобладание теплых тонов.

Цветы расположены таким образом, чтобы усилить впечатление объемности букета: крупные (розы, оранжевые и желтые тюльпаны) в центре, и мелкие (водосбор, гиацинт, дрёма и валериана) вокруг по краю. Точно так же столешница рядом с окном, ваза, фиолетовые и желтые сливы создают череду темных и светлых пятен, заканчивающихся темной стеной за светлыми цветами слева и более светлой стеной позади темных цветов справа. Подобная схема была отмечена в работах Вермеера, например, в рисунке карты на стене (картина «Женщина, читающая письмо»).

Как и в большинстве голландских цветочных натюрмортов такого типа, все основные идеи связаны с редкостями, за исключением насекомых и ящериц. Каменный подоконник, высокое витражное окно, вид на улицу предполагают, что эти сокровища выставлены на обозрение в богатом городском доме. Ваза, как другие подобные на картинах Ван дер Аста и его зятя Амброзиуса Босхарта Старшего, - это фарфор Ван-ли, привезенный из Китая (предположительно Ост-Индской компанией), на которой золочение и серебрение окантовок было сделано в Нидерландах. Раковины происходят из Восточной и Западной Индии; Ван дер Аст и знатоки того времени часто сравнивали их твердость и блестящую поверхность с недавно обнаруженными качествами восточного фарфора.

Художник также заостряет внимание на живописных узорах, встречающихся в природе (раковины, цветы и бабочка), и на природном узоре декора вазы. Как обычно, обгрызенные листья и сколы камня означают, что молодость, красота, богатство и сама жизнь недолговечны. Бабочка, вылупившаяся из гусеницы, должна была напоминать современникам о душе и спасении в будущей жизни.

Здания за окном были идентифицированы как «Морской штаб» и особняк Ламберта ван Мертена, два больших городских дома на западе Старого Дельфта. Ван дер Аст жил на восточной стороне канала, к северу от Старой кирхи, рядом с обоими зданиями. Однако ни одно из этих предположений не является убедительным. Здания на картине - обычные новые городские дома на лучших улицах Дельфта.

🅒 Борис Рохленко, 2021, перевод с английского. Источник: каталог выставки "Вермеер и дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.