Бартоломеус ван Бассен

by - января 11, 2022


Бартоломеус ван Бассен, Гаага 1590 – Гаага 1652

Если учесть роль Ван Бассена как архитектора дворцов Оранских и Богемских и его репутацию как одного из самых важных архитектурных художников первой половины ΧѴII века удивительно, что он нем не говорится ни в одной современной ему работе по искусству. Историки Корнелис де Би, Арнольд Хоубракен и Дирк ван Блейсвик, например, не упоминают его. Дата и место его рождения неизвестны. Карла Шеффер первой обнаружила доказательства предполагаемой связи с семьей из Арнхема, имеющей ту же фамилию: документ с обращением «Бартоломеус Корнелиш (сын Корнелиса) ван Бассен, художник». Этот Корнелис ван Бассен был сыном Бертольта Эрнста ван Бассена, который был секретарем Генеральных Штатов в Гааге между I557 и 1585 годама. Факт, что сына Бартоломеуса звали Аэрнудт (или Арнольд) Эрнст ван Бассен, кажется, поддерживает эту связь. Сегодня ничего не известно об ученичестве Бартоломеуса.

Первый известный документ, в котором упоминается собственно Ван Бассен, - запись о зарегистрации в гильдия св. Луки в Дельфте 21 октября 1613 г. Если художники, родившиеся в городе, платили вступительный взнос 6 гульденов, Ван Бассен, считавшийся иногородним, был обязан платить 12 гульденов. В 1624 году он был членом гильдии Гааги, в которой он был деканом в 1627 году и дважды старостой: в 1636 и 1640 годах. 28 января 1624 он женился на Альтген Питерс ван Галст, жительнице Гааги. С 1629 по 1634 год он работал по заказам генерал-губернатора Фредерика Хендрика для его резиденций Хауслаарсдийк и Тер Нойбург в окрестностях Гааги. В 1630-31 гг. он работал главным архитектором на перестройке монастыря св. Агнессы (Ренене) в резиденцию Фредерика Ѵ – курфюрста Пфальца и короля Богемии - и его жены Елизаветы Стюарт. Ван Бассен также участвовал в ряде архитектурных проектов в Гааге и в других местах. 27 октября; 1638 он становится управляющим строительством муниципальных зданий в Гааге, с 1639 по 1652 гг. он занимал пост городского архитектора. Ван Бассен ненадолго пережил свою жену и был похоронен в соборе св. Якова в Гааге 28 ноября 1652 года. Его сын стал адвокатом и советником королевского двора Голландии, в I65I году он женился на Адриане, дочери художника Корнелиса ван Пуленбурга. Предполагается, что архитектурный художник Герард Хоукгест - единственный ученик Ван Бассена.



Бартоломеус ван Бассен, Гробница Вильяма Молчаливого в воображаемом соборе, 1620, 112х151 см, музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия


На этой картине воображаемый интерьер готического собора является декорацией для надгробного памятника Вильяму Молчаливому (1533-1584). Если смотреть со стороны хора, чьи места занимают левый передний план, памятник размещен на перекрестьи, частично закрывая вид на неф. Справа от гробницы трансепт переходит в боковой приход или в часовню. Простые белые стены и отсутствие каких-либо религиозных изображений наводят на мысль, что церковь - протестантская. Человек, одетый в превосходное красное одеяние на переднем плане, обращен от зрителя к могиле, тем самым вводя нас в обстановку, в то время как другие персонажи в дорогой одежде беззаботно прогуливаются и разговаривают. Эти фигуры приписывают Эсайасу ван де Велде (1587–1630), с которым Ван Бассен часто сотрудничал (см. обсуждение под кат. № 7) [1].

Изображение интерьера - общая перспектива, глубоко отступающее пространство и тщательно выписанные архитектурные детали - все это напоминает антверпенскую традицию архитектурной живописи, представленную Гансом Фредеманом де Фрисом, Хендриком ван Стинвиком и Питером Неффсом Старшим. Однако их четко выписанные интерьеры часто кажутся безжизненными коробками. Сохраняя одноточечную перспективу, избранную его фламандскими коллегами, Ван Бассен использует световые и атмосферные эффекты как средства изображения архитектурного пространства. Таким образом, затененная площадь на переднем плане служит репуссуаром, предваряющим залитый потоком солнечного света переход к гробнице в левом трансепте. Правый трансепт с его холодным отблеском освещен мягче, в отличие от ярко освещенной часовни или прохода за ней. В нефе мягкий, но относительно яркий свет противодействует резкому углублению пространства. Важное влияние, должно быть, оказала композиция Хендрика Аэртса, которую Ван Бассен, вероятно, знал по гравюре Яна ван Лондерсила.


Ян ван Лондерсеел (по оригиналу Хендрика Аэртса, Интерьер готического собора (фантазия), гравюра 30х41 см, собрание гравюр, Рийксмузей, Амстердам

Некоторые архитектурные особенности живописи Ван Бассена, например, репуссуар и готическая арка, отделяющая пространство переднего плана от нефа, кажется, взята непосредственно из примера Аэртса. Часто отмечалось, что интерьеры Ван Бассена кажутся более реалистичными, чем у его фламандских предшественников. Это, в основном, результат его понимания того, что свет и атмосфера так же важны для создания убедительной иллюзии трехмерного пространства, как и системы перспективы. Следующее поколение дельфтских архитектурных художников - ученик Ван Бассена Герард Хукгест, а также Хендрик ван Влит и Эмануэль де Витте, они детальнее разработали этот подход после 1650 года.

Гробница Вильяма Молчаливого находится в Новой кирхе в Дельфте, здесь памятник стоит в алтаре, а фигура сидящего принца обращена к нефу. В своей картине Ван Бассен повернул гробницу на 180 градусов и увеличил ее по сравнению с интерьером церкви, что сделало ее более впечатляющей. Гробница была заказана Генеральными штатами в честь «Отца Отечества» Вильяма Молчаливого, убитого в своей резиденции Принсенхоф в Дельфте в 1584 году. Работа над мавзолеем началась в 1614 году по проекту амстердамского архитектора Хендрика де Кейзера (1565-I62I). Гробница была закончена только в 1623 году сыном Хендрика Питером (1595-1676), через три года после появления картины Ван Бассена. Картина является самым ранним изображением памятника.

Гробница на картине точно изображает реальную. Несоответствия проявляются только в скульптурном обрамлении. Фигуры в угловых нишах слева и справа, олицетворяющие Свободу и Справедливость, отличаются от оригиналов. На картине Свобода изображена с головой, повернутой к шляпе в руке, и платья обеих фигур ниспадают не так, как на памятнике. Шлем на ступенях также заметно отличается от шлема на самой гробнице. Однако наиболее очевидное расхождение - это доспехи, изображенные на картине у подножия обелисков. Возникает соблазн предположить, что Ван Бассен видел гробницу - возможно, лишь частично возведенную - в церкви в 1620 году без ее скульптурного убранства и что изображение скульптурного декора основана на эскизах или рисунках. (На изображениях гробницы Корнелиса Данкертса 1622 г. и Саломона де Бре 1631 г. можно увидеть аналогичные доспехи со шлемами и щитами). Невозможно установить, были доспехи когда-либо частью гробницы или существовали только на чертежах. Было высказано предположение, что Генеральные штаты при заказе памятника также могли заказать настоящую картину и дать Ван Бассену доступ к чертежам архитектора и моделям. Возможно, намерением республиканского правительства было представить изображение гробницы в этот политически подходящий момент как предвестника конца Двенадцатилетнего перемирия. Не менее вероятно, однако, что Ван Бассен имел прямой доступ к строительной площадке и чертежам архитектора в Дельфте. В 1650 году Ван Бассен получит аналогичный заказ от городской управы Гааги на изображение запланированной Новой Кирхи на Спёй.

Значение гробницы как символа национальной гордости за Соединенные Провинции невозможно переоценить. Вскоре после завершения строительства она стала знаменитым национальным памятником, и другие художники Дельфта часто включали его в свои изображения Новой Кирхи. Его архитектурная лексика (обелиски и дорические колонны), его скульптурное убранство (олицетворения Свободы, Справедливости, Стойкости и Религии) и его военное убранство не только подчеркивало достижения и достоинства Вильяма Молчаливого, но также подтверждали основы государства и его ведущую роль в доме Оранских в борьбе Соединенных провинций за независимость от Испании. Было даже высказано предположение, что две собаки на переднем плане символизируют две державы, «осторожно смотрящие друг на друга» в ожидании окончания Двенадцатилетнего перемирия в 1621 году.

В свое время тщательно выполненные картины Ван Бассена с их изысканным интерьером и роскошными деталями были достойно оценены. Современные документы свидетельствуют о том, что за его картины платили высокие цены и что его работы собирали богатые горожане Дельфта, а также придворные в Гааге. Политическое значение могилы Вильяма Молчаливого в сочетании с изысканной архитектурной отделкой, почти физическим ощущением перспективы и элегантно одетыми фигурами должны были сделать картину соответствующей вкусам ценителей искусства и коллекционеров из дворцовых кругов.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.