Виллем ван Алст, Натюрморт с корзиной фруктов на мраморном столе

by - декабря 15, 2021


На этом относительно раннем холсте (художнику было 23 года, к тому времени он уже хорошо зарекомендовал себя), Ван Алст продолжает традицию изображения фруктов и цветов. которая процветала в Дельфте с начала 1630-х годов благодаря работам Бальтазара ван дер Аста, Гиллиса де Берга и Эверта ван Алста, дяди Виллема.

Работы такого рода предполагают дотошное рассматривание, за это Ван Алст вознаграждает зрителя своим виртуозным изображением текстур и поверхностей, таких как гладкая или бархатистая кожица слив, персиков, винограда и других материалов. На этой картине эти эффекты усилены характерным для художника тонким использованием глазури, они сохранились благодаря тому замечательному обстоятельству, что холст никогда не дублировался - процесс, который почти всегда ухудшает поверхность картины и убивает ощущение глубины.

В своих самых ранних работах Ван Алст вслед за своим дядей расположил несколько фруктов на щербатой каменной плите. Однако натюрморты молодого художника отличаются тем, что привлекают взгляд каплями росы и атмосферными эффектами.

Идеи картины также напоминают Бальтазара ван дер Аста, который рисовал изысканные фрукты и цветы, высыпающиеся из корзин (например, подвесные панно - около 1622 года - в Национальной галерее искусств Вашингтон); однако техника Ван Алста намного мягче. Разницу в стиле можно сравнить с интерьерами церквей Эмануэля де Витте и Герарда Хоукгеста начала 1650-х годов. И в то время как Ван Алст сохранял атмосферу душевности, которую можно увидеть в маленьких кабинетных картинах Ван дер Аста, - в отличие от экспонатов, подобных панно в Дессау и Дуэ - обнаруживается также, что новый признак великолепия проявился в его работах, датируемых второй половиной 1640-х годов. Было бы разумно сравнить - по замыслу - эту картину с пейзажами молодого Якоба ван Рейсдала с их драматически согнувшимися и подсвеченными деревьями.

Между 1645 и 1649 годами Ван Алст жил, в основном, во Франции, а затем в 1650 году, когда была написана эта работа, он поступил на службу к Фердинанду II Медичи (1610-1670), великому герцогу Тосканы, и его брату, кардиналу Джованни Карло Медичи (1619\20 - 1678). Возможно, настоящая картина была написана для кардинала, который был главным покровителем Ван Алста во Флоренции, но ее путь не прослеживается до момента ее недавнего обнаружения во Франции.

Рост спроса на все более изощренные натюрморты Ван Алста при дворе герцога Флоренции напоминает прежние случаи патронажа в Италии, в частности, приобретение кардиналом Федериго Борромео в 1607 году «Корзины фруктов» Караваджо (ок. 1599-1601, Амброзианская пинакотека, Милан), и аналогичную поддержку Яна Брейгеля Старшего. 

Постоянный поток корзин с фруктами, цветами и с подобными композициями появился благодаря работам мастерских Антверпена: Брейгеля Старшего, сына Брейгеля - Яна Брейгеля Младшего, Якоба ван Хулсдонка, Франса Снайдерса и других.

Примерно после 1620 года в студиях Харлема, Амстердама и Лейдена подобных картин было немного, но Дельфт и Дордрехт имели тесные связи с Антверпеном в части фруктовых натюрмортов, производимых в сопоставимых количествах (главными представителями в Дордрехте являются Бартоломеус Асстейн, Ян Босхарт и Абрахам ван Калрет).  

Одной из причин влияния Антверпена на этот рынок была доставка импортных фруктов; Иоахим фон Сандрарт утверждал, что Ян де Хеем переехал в Антверпен (в 1635 или 1636 году), чтобы быть ближе к этим товарам. 

В любом случае, не только каменная столешница и скатерть с бахромой, но и изображенная корзина с фруктами в этом полотне, как и сама картина, предполагали покупателя со средствами и вкусом.


Виллем ван Алст, Натюрморт с корзиной фруктов на мраморном столе, 1650, холст, масло, 37х49 см, Warneford Collection 


🅒 Перевод с английского Борис Рохленко
Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"



You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.