52. На скотном дворе (Голландский крестьянский двор)

by - октября 06, 2024





52. На скотном дворе (Голландский крестьянский двор)



1658,, масло, дерево, 54х44 см, подписано и датировано внизу слева, E vander Poel 1658, Музей зарубежного искусства, Рига, Латвия


В отличие от других картин Ван дер Пула на этой выставке (ночное уличное празднество, трагедия после порохового взрыва 1654 года, мрачная сцена на залитом лунным светом пляже (кат. №№ 51, 53)) на этой картине - двор, залитый ярким солнцем. На переднем плане домашние животные заняты своими делами в окружении корзин и ведер, тут же - бочка, колесо, сбруя, разбитый горшок, разбитые башмаки, старая шляпа... Курица клюет из щербатой тарелки, птичка пьет воду из ведра, несколько овец сбились в кучку, сенбернар дремлет на полуденном солнце. Хозяин на лестнице осмотривает голубятню. Двор обозначен постройками и забором, за которым виден кусочек земли.

Ван дер Пул начал свою карьеру в Дельфте: зимние пейзажи, рыночные сценки, огромные заброшенные амбары, в которых крестьяне сидят за столами с едой, посудой и прочими предметами [1]. Похоже, что он черпал идеи для сценок в амбарах у коллег из Роттердама. Десятилетием ранее Герман и Корнелис Сафтлевены, Хендрик Сорг и антверпенский художник Давид Тенирс Младший в числе других сделали Роттердам центром этого вида живописи [2]. Ван дер Пул вскоре отказался от мрачных интерьеров в пользу ярко освещенных уличных сцен, в то же время Схевенинген, прибрежный город вблизи Гааги, где (по некоторым источникам) Ван дер Пул провел некоторое время в 1648 году, возможно, привел его к зарисовкам берегов (см. кат. № 53), а Дельфт — его разрушения вызванные взрывом склада пороха в 1654 г. - послужил толчком для перехода к городским пейзажам (см. кат. № 51).

Эта картина написана в 1658 году, через четыре года после отъезда Ван дер Пула из Дельфта в Роттердам. С этой светлой палитрой и особым вниманием к солнечному свету картина представляет собой образец живописи Нидерландов в 1650-х годах.

Тем не менее, относительно скупая тональность и волшебство солнечного света напоминают картины Паулюса Поттера (см., например, рис. 101), Часовой Карела Фабрициуса (кат. № 20) и некоторые из ранних работ Питера де Хоха (см. кат. № 23, 24). Ван дер Пул также использовал подсветку для структурирования композиции. Большие плоскости строений отбрасывают тень, что снижает их заметность. Тонкий блик вдоль угла большего строения разделяет две затененные стены и как бы указывает на (очевидно) ярко освещенную перпендикулярную стену, которая остается невидимой зрителю; блик в верхней части забора на заднем плане – отражение залитых солнцем полей. Подсветка сзади также превращает зону вокруг корзины слева на переднем плане в мини-репуссуар.
В конце 1640-х годов и начале 1650-х Паулюс Поттер и Адам Пинакер очень эффектно использовали эту технику, например, в «Скотном дворе в окрестностях Гааги» [3] и «Коровы на пастбище» [4] обе 1647 года, этот прием есть и в работах Пинакера, представленных на этой выставке (кат. № 56, 57).

Как и эти художники, Ван дер Пул не пытается дотошно изображать жизнь крестьянина со всеми ее невзгодами и неудобствами. Он представляет, скорее, идеализированный образ сельской безмятежности - свежий воздух, солнечный свет и простая жизнь в гармонии с природой - это должно было соответствовать идеалам и эскапистским фантазиям городских покупателей [5]. То, что Ван дер Пул продолжал писать в традициях своих коллег из Дельфта в течение нескольких лет после его переезда в Роттердам, приводит к выводу, что творчество этих художников принадлежит к более широкой традиции Южной Голландии, которая была принята далеко за стенами Дельфта.

I. Goldschmidt 1922, p. 60. See, for example, Interior of a Barn (1646; Rijksmuseum, Amsterdam, inv. no. A308).

2. For a discussion of this type of painting, see James in Rotterdam I994--95, pp. 133-42.

3. Duke of Westminster Collection.

4. Residenzgalerie, Salzburg, inv. no. 548; illustrated in The Hague I994-95, no. 12.

5. See chap. 3, pp. 86-89, in this catalogue, and A. Walsh 1985, pp. 419-20



🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.