53. Берег моря под луной

by - октября 07, 2024



53. Берег моря под луной



1660-64,, масло, дерево, 28х34 см, подпись внизу справа, E vander Poel 1658, Музей Бринера и Керна, Винтерхур, Швейцария



Ван дер Пул, пожалуй, наиболее известен своими изображениями ночных огней, но время от времени он также обращался к более мирным предметам, таким, как фермерские дворы, залитые ярким солнечным светом (кат. № 52), и берега в разное время дня и ночи. На этой картине возле нескольких рыбацких лодок, вытащенных на берег, собрались рыбаки. занятые разборкой ночного улова. Вероятно, для живописного эффекта Ван дер Пул показывает лодки с расправленными парусами (можно себе представить, как внезапный порыв ветра испортил бы эту мирную сцену). Вдалеке справа - лодки на подходе к берегу для разгрузки.







На дюнах слева, за шалашом в виде шатра, просматривается церковь и несколько домов. башня с остроконечным шпилем может принадлежать церкови Схевенингена, который в ΧѴII веке был небольшой прибрежной деревушкой в нескольких милях от Гааги [1]. Хотя предположение не подтверждается документальными свидетельствами, более ранние авторы упоминали, что в 1648 году Ван дерПул провел несколько месяцев в Схевенингене.



В ΧѴII веке побережья Голландии привлекали горожан, которые хотели отдохнуть и купить свежевыловленную рыбу, и это было вполне доступно. В литературе того времени жизнь и работа на берегу моря зачастую представлялись как бесхитростные, независимые и свободные от условностей городской жизни [2]. Это может частично объяснить, почему сценки на берегу, такие, как идиллические, солнечные пейзажи Паулюса Поттера и Адама Пинакера (см. кат. № 54-56), были обращены к вкусам (и эскапистским мечтам) коллекционеров произведений искусства в Гааге, Дельфте и Роттердаме.

Традиция изображать жизнь на берегу началась в Нидерландах в конце ΧѴI века с изображений значительных событий на море, таких как прибытие или убытие важного лица или зрелище выброшенныого на берег кита [3]. Ян ван Гойен (1596-1656) был, пожалуй, первым, кто на его прибрежных картинах изобразил крестьян и рыбаков, а Саломон ван Рейсдал (1600/3-1670), Симон де Влигер (1601-1653), Якоб ван Рейсдал (1629/30-1681) и Адриан ван де Велде (1636-1672) сделали еще более значительный вклад в жанр. В то время как эти художники, в основном, предпочитали рисовать широкие, просторные виды на ровные берега с относительно мелкими фигурами, Ван дер Пул часто сужал обзор, концентрируясь на лодках и группах рыбаков и крестьян.

На этой картине полная луна бросает бледный, жутковатый свет через просвет в облаках . Цвета отдельных предметов сведены к едва уловимым тонам, меняющимся от оранжево-розового оттенка в облаке вокруг яркой луны до нежных бледно-охристых бликов в темной синеве, от зеленых оттенков ночного неба до серого и коричневого оттенков полоски берега. Есть несколько ярких красных пятен: одежда рыбаков и вымпелы на мачтах. Как и в его залитой солнцем картине «На скотном дворе» (кат. № 52), Ван дер Пул подсветил детали сценки сзади для большего эффекта. Резкие контрасты между темными зонами и тонкими и мягко окрашенными бликами подчеркивают угрюмую атмосферу. Сходства между лунными картинами Ван дер Пула и работами амстердамского художника Арта ван дер Нера (1603/4-1677), у которого лунный свет и сумеречные пейзажи с подсветкой стали своего рода визитной карточкой, были описаны в другом месте [4]. В Дельфте Леонард Брамер после продолжительного пребывания в Италии в конце 1610-х и 1620-х годах популяризировал эффектно освещенные ночные сцены (см. кат. № 9).

В картине «Морской берег под луной» есть параллели с некоторыми другими работами Ван дер Пула на этой выставке (кат. № 51, 52), а также с работами Паулюса Поттера и Даниэля Восмаера (например, кат. № 54, 86, 87). Происходящее на переднем плане старательно отделено от фона хижиной и лодками слева и обломками справа. Контрастные зоны света и тени еще сильнее дробят пространство. Панель, вероятно, наиболее тесно связана с двумя картинами художника с рыбацкими лодками на берегах при лунном свете в музеях Гааги и Гренобля [5]. Хотя они обе подписаны, к сожалению, ни одна из них не датирована. Картина в Маурицхейсе датируется примерно 1650-м годом, то есть вскоре после того, как художник возможно, посетил Схевенинген во время работы в Дельфте [6]. В каталоге коллекции Музея изящных искусств в Гренобле высказано предположение, что настоящая работа и три другие, вероятно, были написаны в 1660-х годах, когда Ван дер Пул был в Роттердаме. Это подтверждается датой 1662 года на еще одной прибрежной сценке художника «Берег моря при лунном свете с рыбаками и лодками», которая очень сходна с этой картиной по своему составу и обращению с цветом [7].

1. Oberlin and other cities 1989-90, p. 88.

2. Amsterdam, Boston, Philadelphia 1987-88, pp. 76-77, 331, nnder № 38, and p. 494, under №. 103.

3. Stechow 1966, pp. IOI-2, and Amsterdam, Boston, Philadelphia 1987-88, p. 332, nnder №. 38, and p. 494, nnder №. 103.

4. Destot 1994, p. 129, and Rotterdam 1994-95, pp. 129, 199, nnder №. 35 . For an example of Van der Neer's work, see Moonlit View on a River of 1647 (private collection, Montreal; see Amsterdam, Boston, Philadelphia 1987-88, №. 59).

5. Beach with Fishing Boats by Moonlight (Mauritshuis, The Hague, inv. №. 133) and Marine by Moonlight (Musee des Beaux-Arts, Grenoble, inv. №. MG 91; see Destot 1994, pp. 129-30 ).

6. Rotterdam 1994-95, p. 198.



7. It was included in a sale at Christie's, London, December 17, 1982, №. II4 (as signed and dated 1662); see Oberlin and other cities 1989-90, p. 88.




🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.