51. Вид Дельфта после взрыва в 1654 году

by - октября 05, 2024





51. Вид Дельфта после взрыва в 1654 году



1654,, масло, дерево, 36х50 см, подписано и датировано внизу слева, E vander Poel 12 octob / 1654, Национальная галерея, Лондон, Англия



В понедельник, 12 октября 1654 г., чуть позднее половины одиннадцатого утра один из дельфтских пороховых погребов взорвался и опустошил большуя часть города [1]. Дельфтский громовой удар - по свидетельству современников - был

слышен даже на острове Тексел, в семидесяти милях к северу от Дельфта. Пороховой склад, известный как «Секрет Голландии», с 1572 года, располагался в бывшем монастыре Святой Клары на северо-востоке Дельфта. Когда склад,

большая часть которого находилась под землей, взорвался, в нем было около девяноста тысяч фунтов пороха. Сила взрыва была настолько велика, что большинство домов в непосредственной близости были разрушены, и здания были повреждены по всему городу. Пострадали также две главные кирхи, Старая и Новая. Хотя число убитых неизвестно, считалось, что количество жертв исчислялось сотнями. Среди них был один из самых известных художников Карел Фабрициус. Как писал Дирк ван Блейсвейк, он был еще жив, когда его извлекли из-под обломков, но он вскоре после этого умер. Известие об этом событии

быстро распространилось по стране. Генеральные штаты направили послание соболезнования; Елизавета, королева Богемии, нанесла визит; многие люди приходили увидеть разрушения, в том числе бывший ученик Рембрандта Гербранд ван ден Экхаут (1621-1674), сделавший рисунок для листовки (кат. № II4).



Неизвестно, был ли Ван дер Пул свидетелем взрыва, но не исключено, что его лично это коснулось: один из его детей мог погибнуть в катастрофе [2]. Безусловно, это событие сильно повлияло на его творчество. Сохранилось около двадцати версий настоящей композиции, показывающих либо сам взрыв, либо то, что осталось после него [3]. Справа на картине - площадка бывшего арсенала. Все, что осталось, это воронка, заполненная водой, несколько обугленных деревьев, развалины домов и груды обломков. Люди на переднем плане заняты помощью раненым, утешением друг друга и попыктами спасти тех, кто, может быть, еще выжил. Низкая точка обзора определяет глубину пространства и размеры опустошенной территории. Ван дер Пул объединяет пространство диагональю, которая начинается у моста слева и уходит в глубину. Хотя изображение лишено большей части атмосферных эффектов, характерных для дельфтской живописи с конца 1640-х - качество, присутствующее в работах Фабрициуса, Паулюса Поттера, Адама Пинакера и Даниэля Восмаера (см. кат. №№ 20, 54, 56, 86), Ван дер Пул использует ярко выраженный световой эффект в противовес перспективе. Удаляющееся пространство тщательно структурировано чередующимися пятнами света и тени, несколькими ярко освещенными стенами за силуэтами остатков домов слева на переднем плане. Довольно плотная масса зданий слева, подчеркнутая двумя соборами, возвышающимися на горизонте, уравновешивается широко открытым пространством справа, на которое взгляд падает автоматически. Канал, идущий параллельно плоскости картинны, определяет на переднем плане место действия, где фигуры отражают.человеческий аспект трагедии.




В большинстве картин Ван дер Пула указана точная дата взрыва. Однако можно предположить, что эта дата скорее относится к чрезвычайному событию, чем к написанию картины. Картины такого рода пользовались спросом, и Ван дер Пул, похоже, продолжал их писать в течение нескольких лет даже после переезда в Роттердам в 1654 или начале 1655 года. Предположение, что художник сосредоточился на этой теме, чтобы преодолеть травму от пережитого трагического события, было высказано в двадцатом столетии, в то время как один день жизни Ван дер Пула, возможно, определил его выбор драматических сюжетов с пылающими огнями на фоне ночного неба, и это – ключ к пониманию роттердамского периода его творчества. Факелы стали характерной особенностью его картин (см. также кат. № 50) [4].

Даниэль Восмаер, превосходно изображавший городские пейзажи, также написал множество сцен разрушений в Дельфте. Некоторые из его картин точно повторяют эту композицию Ван дер Пула (рис. 267) [5]. У Восмаера кирхи показаны крупнее, но уменьшилось ощущение глубины. Восмаер также написал другие, более подробные виды разрушенного города, например, «Дельфт после взрыва порохового арсенала в 1654 году». (фиг. 299) и, возможно, «Вид голландского города» (кат. № 87).



1. For a contemporary account of the events, see Van Bleyswijck 1667-[80 ], vol. 2, pp. 622-33. See also Delft 1981, fig. 9; MacLaren/Brown 1991, pp. 306-7; Delft 1996, pp. 94-96; and The Hague 1996a, p. 42.

2. This has been suggested by Verhoef in Rotterdam 1994-95, p. 129. On October 14, one of Vander Poel's daughters was buried in the Nieuwe Kerk in Delft. See the biography of the artist, above.

3. For a selected list of these versions, see MacLaren/ Brown 1991, pp. 307-8.

4· Rotterdam 1994-95, pp. 126-29.

5. See also View of Delft after the Explosion oj1654 (1654; Wadsworth Atheneum, Hartford, inv. no. 43.96).

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.