50. Праздник факелов возле Старой кирхи Дельфта

by - октября 04, 2024





50. Праздник факелов возле Старой кирхи Дельфта

1654,, масло, дерево, 55х43 см, подписано внизу слева , Принсенхоф, Дельфт, Нидерланды

В этой ночной сцене Ван дер Пул переносит нас к одному из самых известных зданий Дельфта – освещенному факелами дому с богатым орнаментом и гербами над входом – зданию управления каналами Дельфта. Этот дом в стиле поздней готики (см. также рис. 22) был построен в 1505 г. как резиденция смотрителя каналов и судебного пристава Яна де Рюйтера. В 1645 году в нем расположилось управление каналами Дельфта. Здание занимает видное место на старейшем канале Старый Дельфт, к югу от Принсенхоф - бывшего монастыря св. Агаты и резиденции Вильяма Молчаливого, где он был убит в 1584 г. На картине справа, за мостом можно увидеть башню Старой кирхи. Перед домом собралась толпа, привлеченная пылающими факелами и фейерверками в ночном небе. Факелы из бочек, наполненных смолрй, установлены на столбах (они обычно оплачивались городом или частными лицами по случаю праздника) [1].




Картина не датирована и не содержит более или менее точных указаний на характер представленного события. Традиционно картина считается изображением празднования заключения Мюнстерского договора, который был подписан 15 мая 1648 года. В честь этого знаменательного события Генеральные Штаты установили отмечать 5 июня - день официального объявления мира - как день благодарения и радости [2]. Все провинции, за исключением Лейдена и провинции Зеландия, присоединились к празднованию [3]. Управа Дельфта не приветствовала шумные и буйные развлечения на улицах, и поэтому призвала граждан не присоединяться к любым разгульным действиям или «пьянству в кабаках» [4]. Фейерверки и сжигание наполненных смолой бочек, вероятно, под это предупреждение не попадали. Более того, трудно представить, что Ван дер Пул, тщательно описавший день каткстрофического порохового взрыва 1654 г. в его многочисленных изображениях события и его последствий (см. Кат. № 51), не указал бы на какую-то связь этой картины с Мюнстерским договором. Кроме того, аналогичная сцена с другой точки обзора (с другим зданием) Ночные праздники, написанная художником в 1654 г. через шесть лет после подписания договора, видимо, не связана с празднованиями мира [5].

Кроме того, было высказано предположение, что на картине мы видим празднество по случаю переселения управления водными ресурсами в его собственное здание в 1645 году. Так можно объяснить выбор этого сооружения, хотя фоном для гулянья могло быть другое, подобное и хорошо известное и легко узнаваемое здание Дельфта. Другой автор полагает, что это - празднование 15 января 1651 г. крещения младенца принца Вильяма (I650-1702), будущего генерал-губернатора, впоследствии - короля Англии [6]. Городская управа Дельфта выступала свидетелем при крещении в Большой кирхе в Гааге и установила принцу ежегодную пенсию 600 гульденов, а также выделила 224 гульдена на подарки и милостыню для бедных. Картина не содержит никаких доводов за или против этого предположения, однако вероятно, что зрителю представлена обычная сценка ночного гуляния, повод к которому остался неизвестным.

После его ранних безмятежных крестьянских дворов, пейзажей и залитых лунным светом берегов у Ван дер Пула, видимо, развилась склонность к изображению катастрофических событий. Он не только зарисовал многочисленные виды Дельфта во время и после взрыва 1654 г., который опустошил большие участки города, но (видимо, вдохновленный этим событием) он также нарисовал серию с горящими домами и людьми, отчаянно пытающимися бороться с огнем и спасти свое имущество (или украсть чужое). Эти brandjes (маленькие пожары) часто упоминались в описях имущества, были популярны и принесли Ван дер Пулу титул «лучший художник пожара во всех Нидерландах» [7].

Интерес к ночным сценам привел Ван дер Пула к изображению нескольких (более спокойных) уличных сцен с пылающими факелами. Две из них - Ночные праздники, упомянутые выше, и Фейерверки - датированы 1654 г. и 1659 г. соответственно. Еще одна такая сцена была когда-то в коллекции Хелдринга в Остербеке, четвертая работа появилась в продаже в Германии в 1930-е годы [8]. В то время как другие авторы предлагают датировать настоящую картину второй половиной 1640-х годов или ближе к 1650 году (параллельно с вышеупомянутыми работами, особенно с «Ночными празднествами» 1654 года), датировка около 1654 года (незадолго до переезда Ван дер Пула в Роттердам) не менее убедительна [9].



1. Simon Groenveld in Dane 1998, p. 13, in caption for fig. 3. See also an engraving attributed to Abraham Bloteling entitled D’eeuwige gedenck-teekenen ... (1667), especially ill. K, Victori en Vreugde-Vuren ..., Atlas Van Stalk, Stichting Atlas Van Stolle, housed in the Historisch Museum, Rotterdam, inv. no. AVS 2380; see Dane 1998, p. 186, fig. 158.

2. A painting by Cornelis Beelt, Proclamation of the Peace of Munster on the GroteMarkt in Haarlem (1648; Amsterdams Historisch Museum, inv. no. A7749 ), illustrates the proclamation of the peace treaty in Haarlem. See Miinster, Osnabriick 1998-99, no. 701.

3. Plomp 1986, p. 134; Simon Groenveld in Dane 1998, p. 12; and Miinster, Osnabriick 1998-99, nos. 644-46.

4. Verhoeven 1998, pp. 10-11, and Plomp in Osaka 2000, p. 66.

5. Nocturnal Festivities (1654; Rheinisches Landesmuseum, Bonn, inv. no. 38.2); see Goldkuhle, Kruger, and Schmidt 1982, pp. 412-13.

6. Verhoeven 1998, pp. 10-11.

7. Van Spaan 1698, p. 422; quoted by Verhoef in Rotterdam 1994-95, p. 128, and by Plomp in Osaka 2000, p. 64. For brandjes in general, see Rotterdam 1994-95, pp. 126-29.

8. For Nocturnal Festivities see n.5 above; for the Cologne picture, Fireworks (1659; Wallraf-Richartz-Museum, inv. no. 1960 ), see Vey and Kesting 1967, pp. 84-85, no. 1960, fig. 125; for the ]. C. H. Heldring collection, see Arnhem 1958, no. 22, fig. 38, and Utrecht 1960, no. 26, fig. 41. The picture on the German art market was sold at Lempertz, Cologne, June 10-11, 1931, no. 160. Another composition survives in a copy drawn by Leonaert Bramer; see Plomp 1986, p. 134, no. 45, and Osaka 2000, pp. 64-66, n. 2, fig. I.

9. For earlier dating of the present work, see Plomp 1986, p. 134 (as signed and dated 1645); Delft 1996, p. 96, fig. 78 (as ca. 1645); and Osaka 2000, p. 64 (as ca. 1650 ).

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.