45.Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера

by - сентября 26, 2024

 

45.Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера

 1617, холст, масло, 144х198 см, Принсенхоф, Дельфт, Нидерланды


Вероятно, не самая приятная картина из когда-либо написанных в Дельфте, эта работа была одной из наиболее значительных, по крайней мере, в представлении хирургов, которые окружают доктора Вильяма ван дер Меера (ум. 1624), ​​и по мнению других членов гильдии хирургов Дельфта. Заказ был отдан ведущему художнику города Михиэлю ван Миревельду, что яствует из латинского текста на перилах: его старший сын Питер фактически выполнил картину по замыслу отца. Самостоятельные работы Питера неизвестны, а качество исполнения для большей части картины соответствует уровню Михиеля ван Миревельда того времени. Специалист по голландской портретной живописи предполагает, что Ван Миревельд - отец, которому в 1617 году было пятьдесят лет и который был официальным портретистом голландского двора, возможно, задумал надпись для того, чтобы открыть дорогу сыну - по меньшей мере, в дельфтском сообществе [1]. Но Питер умер через шесть лет по окончании картины в возрасте двадцати семи лет.

Уроки анатомии были редкими и заметными событиями начала  ΧѴII века. Амстердамская гильдия хирургов отделились от своих коллег, использующих в работе ножи (изготовителей обуви и коньков) только в 1552 году. В  обязанности хирургов входила также и стрижка [2]. Но в последние два десятилетия  ΧѴI века установили четкое различие хирургов или "chirurgeons" и "doctores medicinae", в Голландии это во многом стало возможным благодаря основанию в 1575 г. Лейденского университета (который через несколько лет начал выпускать очень нужных профессиональных докторов). Первые известные записанные правила для хирургов в Дельфте датируются 1584 годом,  их гильдия была основана примерно в это же время [3].

Гильдия готовила обычных хирургов, а лектор (praelector anatomiae), который назначался городом из числа врачей, читал лекции по физиологии и зоологии. С 1614 по 1657 г. гильдия хирургов собиралась в боковых приделах Старой кирхи, где на первом (не цокольном) этаже был анатомический театр по лейденской модели - со скелетами человека и животных, чучелами птиц, млекопитающих и рыб [4]. Скелеты — здесь это выглядит не очень красиво  — обычно крепились на железных перилах, огибающих поверху анатомический театр. В  этой коллекции также были раковины и другие редкости, доставленные из Индии Ост-Индской компанией. Соседствующий со Старой кирхой Бальтазар ван дер Аст (см. обсуждение в разделе кат. № 5) время от времени посещал ее в период с момента его прибытия в Дельфт в 1632 году до смерти в 1657 г. Именно в последний год лекторий хирургов и анатомический театр получили новые помещения в бывшем монастыре Марии Магдалины на Верверс-дейк (илл. 266). Представленная здесь картина  тогда переместилась в лекторий.

Картина Ван Миревельда — самая ранняя в Дельфте (в своем роде) и одна из первых известных в голландском искусстве, первой была картина Аэрта Питерса Урок анатомии доктора Себастьяна  Эгбертса (1601-3 год, Амстердамский исторический музей) [5]. Сомнительными аналогами этих работ в части композиции можно было бы считать групповые портреты офицеров гражданской гвардии, которые часто изображают офицеров, собравшихся вокруг стола с едой. Зловоние было самой неприятной проблемой на уроках анатомии, для устранения тошнотворного запаха использовали веточки ароматических растений (к примеру - лавровые листья), ароматические шарики и тлеющие благовония, которые предусмотрительные лекторы приносили в первый круг этого ада. Уроки анатомии обычно проводились зимой, когда труп (казненного преступника) не так сильно благоухал, при этом – самое неприятное зрелище – содержимое брюшной полости удалялось в начале демонстрации.  Представители широкой публики (такие как дельфтский любитель науки Энтони ван Левенгук) в 1660-х годах допускались в анатомический театр за небольшую плату, но их никогда не было на официальных групповых портретах этого рода, в том числе - «Уроке   анатомии доктора Николаса Тюльпа» Рембрандта 1632 г. (Морицхёйс, Гаага). На заднем плане этой картины один из врачей держит лист бумаги с анатомическим рисунком [6]. Оригинал этого рисунка неизвестен,  но лист слева на заднем плане настоящей картины - известная иллюстрация из книги Андреаса Везалия De Humani Corporis Fabrica Libri Septem (Строение человека в семи книгах) (1543).


Рис. 266. Коенрэт Декер, Дом гражданской гвардии и анатомический театр (после 1654) в бывшем монастыре Марии Магдалины. Гравюра, 18х27 см. Из книги Дирка ван Блейсвика «Описание города Дельфт», Дельфт, 1667-1680, частная коллекция

Доктор слева на переднем плане – Якоб ван Дален (1571-1644) по прозвищу Валленсис - личный врач принца Морица, крупный коллекционер произведений искусства. Его  парный портрет работы Михиеля Ван Миревельда, датируемый от 1640 года, находится в Метрополитен-музее (рис. 45 а, б).

r. Rudolf E. 0. Ekkart, in conversation (1999).

2. The Hague 1998-99b, pp. 9-10.

3. Information in this entry concerning the medical profession in Delft comes mainly from the essay by H. L. Houtzager, "De geneeskundige verzorging:' in Delft 1981, pp. 125-27.

4. See the engraved view of the Theatrum Anatomicum in Leiden in The Hague 1998-99 b, p. 11, fig. 4.

5. Ibid., p. 9, fig. 1.

6. The drawing was covered over by a list of doctors' names in the eighteenth century; these have been left in a very fragmentary state after recent cleaning and conservation. See Bruyn et al. 1982-89, vol. 2 (1986), p. 176, fig. 3, and The Hague 1998-99b, pp. 22,62-63, fig.26.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.