46.Портрет молодой женщины

by - сентября 26, 2024








46.Портрет молодой женщины

1630, масло, дерево, 70х58 см, подписано и датировано правее центра: A 1630./ M. Mierevelt, Музей истории искусств, Вена, Австрия

К этой зрелой работе, написанной художником, когда ему было шестьдесят три года, можно отнести пометку, сделанную Константином Гюйгенсом в дневнике примерно в то же время - 1630 г.: в своих портретах Ван Миревельд подошел к натуре без жеманства, показав «всю ее прелесть в ее собственной одежде [1].

Сотни традиционных портретов, датируемых от первой половины XVII века, включая работы неизвестных мастеров, следуют приемам, использованным Ван Миревельдом. и художниками, на которых он оказал влияние, такими как Ян ван Равестейн в Гааге и Паулюс Морелсе в Утрехте. Как предполагает Гюйгенс, репутация Ван Миревельда основывалась не на новшествах или живописных эффектах, а на точности рисунка и исключительном мастерстве. Важность воспроизведения черт лица для потомков (и не только для потомков, но и для ближайших родственников) в эпоху, когда ранняя смерть была обычным явлением, не может быть полностью оценена в наше время. Большинство портретируемых (в целом - малая часть голландского общества) могли быть изображены всего один или два раза в жизни, обычно в особых случаях, таких как помолвка или свадьба. В этих обстоятельствах были важны подробности о положении заказчика в обществе, и Ван Миревельд давал понять это тонкими изменениями в позе, постановке головы, беспристрастном взгляде и старательном изображении изысканных деталей костюма. Последние часто выполнялись такими его помощниками, как внук художника Яков Виллемс Делфф Младший (1619-1661) [2]. Кружевные, льняные, шелковые и атласные предметы одежды, жемчужные ожерелья и золотые серьги ценились как семейные реликвии и, конечно же, были признаками богатства, вкуса и социального положения.

Хотя догадку трудно проверить, Ван Миревельд, по-видимому, также был в состоянии отобразить внутренний мир человека, особенно в женских портретах. Уверенная девушка с ее спокойным взглядом отличается от привлекательной молодой женщины с застенчивой улыбкой и чуть отведенными глазами, изображенной художником на панели от 1628 г. (рис. 46). Она не выглядит заносчивой, хотя ее голова - в облаке кружевного воротника (есть еще кружевная манжета и кружевной чепец); это дань приверженности Ван Миревельда к способу моделирования, мягкого перехода от света к тени, что позволяет подчеркнуть ее немягкий характер. В своих лучшх работах Ван Миревельд, кажется, заслуживает комплимента Гюйгенса в его дневнике: дельфтский живописец был Гольбейном своего времени. Говорят, что у этото портрета есть парный мужской портрет, который находится или находился в частной коллекции в Лозанне [3].







Рис. 46. Михиль Янс ван Миревельд, Портрет женщины, 1628, 67х56 см. коллекция Уоллеса, Лондон, Англия

1. Huygens 1971, p. 76.

2. See Bredius 1908, p. n, on the inventory of Van Miereveld's estate, where Delfl's collaboration as a costume specialist is documented.

3. Demus 1972, p. 59.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.