44. Портрет Фридриха Хендрика, принца Оранского-Нассау

by - сентября 24, 2024



44. Портрет Фридриха Хендрика, принца Оранского-Нассау

Ок. 1610, дерево, масло, 110х84 см, Принесенхоф, Дельфт, Нидерланды

Этот портрет был написан около 1610 года для городской управы Дельфта как дополнение к портрету принца Морица работы Ван Миревельда, заказанного тремя годами ранее (кат. № 43). Портрет был награвирован Якобом Матэмом в 1610 году и часто повторяется в раскрашенных копии в том же формате и в версии «бюст» [1]. Эти два портрета принцев положили начало серии из девятнадцати портретов семьи дома Оранских. На протяжении веков они находились в ратуше, сейчас - в Принсенхоф, Дельфт.

Фредерик Хендрик был третьим сыном Вильяма Молчаливого. Он родился в Дельфте 29 января 1584 г., крестили его за месяц до убийства отца, в июле того же года. Четвертая жена и вдова Вильяма, французская аристократка Луиза де Колиньи (1555-1620), осталась без какого-нибудь дохода с шестью падчерицами и младенцем Фредериком Хендриком. Правительство Нидерландов отговаривало ее от возвращения во Францию и оказало ей поддержку, она растила своих детей в разных резиденциях в Голландии, в основном в Старом дворце в Гааге. В 1598 году, когда Фредерику Хендрику исполнилось четырнадцать лет, ему разрешили поехать с матерью во Францию на год , ко двору Генриха IV. Эта поездка привила ему французские манеры, его наставником был широко образованный министр – реформатор Йоханнес Юттенбогарт, - всё это сформировало личность молодого принца. Он учился в Лейдене с 1594 г. по 1597 гол. Как полковник голландской армии и протеже своего сводного брата Морица, Фредерик Хендрик получил основательную тактическую подготовку и непосредственное знакомство с армейской жизнью в 1600 годах. В 1603 году он был назначен главнокомандующим кавалеристами-наемниками (голландцами немцами) [2].




По условиям Двенадцатилетнего Перемирия голландская принцесса получила компенсацию за имущество, изъятое у ее семьи в Испанских Нидерландах. Это позволило Фредерику Хендрику купить поместье в Хонселаарсдейк и другие усадьбы в Голландии, которые вскоре были усовершенствованы. Во время военных походов 1624-25 гг. его здоровье ухудшилось; он умер в апреле 1625 г., через три недели после женитьбы на своей троюродной сестре Амалии, графине Сольмс-Браунфельс (1602-1675).

Принц Оранский Фредерик Хендрик - генерал-губернатор Голландии, Зеландии, Гелдерланда и Оверэйссела - был успешным полководцем, захватившим такие города как Хертогенбос (1629 г.), Маастрихт (1632 г.), Бреда (1636 г.) и Хюльст (1645 г.). Его популярность возросла, когда был заключен договор с Францией (1635) и был достигнут союз с Англией - брак в 1641 году Вильгельма II (1626-1650) с дочерью Карла I Марией (1631-1660). Однако принц часто враждовал с провинциями, особенно с Голландией, по поводу продолжения войны с Испанией и по другим вопросам. Осенью 1646 года велись мирные переговоры в Мюнстере, в это время здоровье принца было серьезно подорвано. Он умер 14 марта 1647 г. и 10 мая был погребен в склепе Новой кирхи в Дельфте.

Как и принц Мориц, Фредерик Хендрик очень интересовался архитектурой и имел гораздо больше возможностей, чем Мориц, для изучения интересующих его вопросов и заказа проектов. Было отремонтировано Старое поместье (позже дворец Нордейнде) и построены три новые резиденции: большой охотничий домик Honselaarsdijk к югу от Гааги (начат в начале 1620-х гг.); Huis ter Nieburch в Рейсвейке, начат в 1633 году; и Huis ten Bosch, загородный дом, построенный для Амалии ван Солмс, начат в 1645 году. Эти небольшие дворцы в классическом стиле с французскими элементами были обустроены с обширными садами. Фредерик Хендрик заказал серию гобеленов Максимилиану ван дер Гахту в Дельфте и большие картины художникам Харлема, Утрехта, Антверпена и Дельфта (из Дельфта - Леонарт Брамер и Кристиан ван Ковенберг). Он также собрал сотни картин современных голландских и фламандских мастеров, включая Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Ливенса, Ван Хонтхорста, мастеров итальянского пейзажа и других пейзажистов, и множество других. Портреты работы Ван Дейка - Фредерика Хендрика и Амалии ван Солмс (около 1631 года) - находятся в Прадо, Мадрид [3]. В занятиях искусством принц советовался со своим секретарем Константином Гюйгенсом Старшим, ученым и исключительно разносторонним знатоком литературы (в частности, поэзии), музыки, естественных наук, искусства и архитектуры [4].



1. For example, a panel in the collection of the duke of Buccleuch and Queensbury, Boughton House; see The Hague 1997-98b, pp. 162-63, fig. 151.

2. See Groenveld's essay in The Hague 1997-98a, pp. 18-28.

3. See The Hague 1997-98a, nos. 6a, 6b, and The Hague 1997-98b, pp. 176-79, for these portraits and Van Dyck's Portrait of William II as a Child. See White 1982, no. 79, pl. 68, for Van Honthorst's Portrait of Frederick Hendrick) dated 1631, in Windsor Castle.

4. On the court of Frederick Hendrick and Amalia van Sohns and their patronage of the arts, see The Hague 1997-98a and The Hague 1997-98b. A useful over view of the House of Orange-Nassau's patronage is provided in Brenninkmeyer-de Rooij 1996.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.