43.Портрет Морица, принца Оранского-Нассау

by - сентября 23, 2024

 

43.Портрет Морица, принца Оранского-Нассау

1607, дерево, масло, 110х98 см,  Принсенхоф, Дельфт, Голландия



В 1607 году отцы города Дельфта заказали  уже ставшему популярным земляку Михилю ван Миревельду написать портрет голландского генерал-губернатора  принца Морица (1567-1625). Ван Миревельд отправился в Гаагу, чтобы зарисовать характерные черты лица, и создал этот портрет принца в доспехах, с мечом и жезлом, представляя его важную роль в качестве генерал-капитана голландской армии. Это было за два года до подписания Двенадцатилетнего перемирия, и Мориц уже зарекомендовал себя как способный стратег и пример для подражания. Ему сейчас сорок, Мориц, должно быть, чувствует, что целая жизнь прошла с тех пор, как ему в семнадцать лет дали должность председателя Государственного Совета после убийства его отца в Дельфте в 1584 г., а с момента его назначения в следующем году генерал-губернатором Голландии - и главнокомандующим.

Мориц был вторым сыном Вильяма Молчаливого. Его  мать Анна Саксонская (1544-1577) вышла замуж за Вильяма в 1561 году. Его старший сводный брат, Филипс Вильям ван Нассау (1554--1618), матерью которого была Анна Эгмонд (1533-1558), был похищен герцогом Альба и отправлен в Испанию по приказу короля Испании Филиппа II. Тридцать лет спустя придворный католического властителя (крайний справа на рис. 155, позади своего отца) возвращается в Брюссель и Бреду, где он восстанавливал семейные усадьбы и собирал картины, серебро, ювелирные изделия и восточный фарфор. Мориц стал принцем Оранским после смерти брата в 1618 г. и, вероятно, унаследовал его движимое имущество, тем не менее,  у второго сына было мало возможностей и недостаточно средств, чтобы стать настлько значимым.  Его главным увлечением была архитектура и военное искусство. Он сделал существенные улучшения своей основной резиденции – кварталов генерал-губернатора в Гааге [1].

Даниэль ван ден Куиборн, фламандец, служил отцу Морица, нарисовал несколько портретов молодого генерал-губернатора. Но выставленная здесь картина стала образцом для всех позднейших портретов принца, чьи следы старения которого предполагались заочно (или были подмечены во время публичных церемоний). Полноразмерная версия, возможно, принадлежавшая Карлу I, перешла по наследству от первого графа Арлингтона (чья жена, Изабелла - внучка Морица) в коллекцию герцога Графтона  Юстона [2]. Полноразмерная версия в Рийксмузее, Амстердам, должна датироваться тем же периодом - около 1615-20  г.г. [3].  Настоящая картина была награвирована Яном Мюллером в 1608 году и, подобно бесчисленным раскрашенным копиям студии Ван Миревельда и других источников, развешивалась в домах на всей территории Нидерландов. Портреты Морица и его младшего брата Фредерика Хендрика, стоимостью в 4 гульдена каждый, висели в доме родителей Вермеера [4].  Вариант портрета «в бюст» 1607 г. можно видеть над камином в картине  Мужчина взвешивает золото Корнелиса де Мана (кат. № 42).

Мориц никогда не был женат. Он умер 23 апреля, 1625 г. в возрасте пятидесяти восьми лет и был похоронен 26 сентября в склепе под  надгробием отца в хоре Новой кирхи в Дельфте. Медаль, котораяя видна ниже оранжевого пояса принца — это орден Подвязки, который был вручен ему в 1613 г. практически его современником       Яковом I. Медаль, вероятно, была добавлена к картине вскоре после этого.

1. A brief account of Philips Willem's and Maurits's activities as patrons is found in The Hague 1997-98a, pp. 14--16.

2. Moore 1988, no. 16.

3. Amsterdam 1993-94-, no. 265.

 4.  Montias 1989, p. 56.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.