41. Интерьер кирхи св. Лаврентия, Роттердам
41. Интерьер кирхи св. Лаврентия, Роттердам
Вероятно середина 1660-х годоа, холст, масло, 39х46 см. Королевский музей
искусств Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
То, что Де Ман взялся за существующие
церковные интерьеры в Дельфте и в этом исключительном случае - в Роттердаме,
когда ему было уже за сорок, должно отражать довольно большой спрос на такого
рода картины, а также энтузиазм художника
в овладении линейной перспективой. Представленная картина - один из
лучших и, скорее всего, один из самых ранних архитектурных видов Де Мана (она
датируется примерно серединой 1660-х годов),
была написана в то время, когда Хендрик ван Влит в Дельфте и Энтони де
Лорме в Роттердаме создали заметное количество работ такого же типа. Прежде чем
Де Ман обратился к этому жанру, он нарисовал или выгравировал несколько
портретов пасторов; возможно, это могло пробудить его интерес к изображению
протестантских церквей. На одной из гравюр,
приписываемых Де Ману и датированной 1659 годом, изображен Фолькерт ван
Остервейк (1603-1675), проповедник, служивший в Роттердаме перед тем, как
вернуться в свой родной Дельфт [1]. Тем не менее,
между Роттердамом и Дельфтом существовало множество социальных и
художественных связей, и Герард Хоукгест, Хендрик ван Влит и Эмануэль де Витте
— местные предшественники Де Мана в архитектурной живописи — в 1650-х годах изображали церкви за пределами Дельфта [2]. Художник из Мидделбурга Даниэль де Блик, как
и Де Лорме, начал рисовать виды
Лоренскерк в Роттердаме в начале 1650-х годов. Как «Великая церковь»
портового города - позднеготический памятник, очевидно, вызывала достаточный
интерес, и это поддерживало де Лорме в
последние двадцать лет его жизни (примерно
с 1652 года до его смерти в 1673 году). Почти
в то же время, когда Бальтазар де Монконис посетил Вермеера летом 1663
года, он остановился в мастерской де Лорме и позже заметил, что работа
художника состоит только из «разных видов собора в Роттерадме, но насколько
они хороши?»[3].
Рис. 263. Энтони де Лорм, Интерьер
кирхи св. Лаврентия с портретом мужчины,
1656, 112х111 см, частная коллекция
Рис. 264. Корнелис де Ман, «Угадай, кто ударил?», 1660, 66х81 см, Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
1. Briere-Misme 1935a, p. 17. Maria
van Oosterwijck's father was a pastor, but his first name was Jakobus,
according to Houbraken (1718-21, vol. 2, p. 214).
2. Hendrick van Vliet, who depicted
churches in Leiden, Gouda, Haarlem, and other cities as well as in Delft, may
have represented a view in the Laurenskerk, if my attribution of a drawing to
him is correct (Liedtke 1982a, fig. 59).
3. Monconys 1665-66, vol. 2, p. 131. See
Liedtke 1982a, pp. 63-73, on the work of De Lorme and De Blieck in the 1650s and
1660s; see Rotterdam 1991, nos. 50, 51, for views in the Laurenskerk painted by
De Lorme (in 1657) and De Blieck (in 1652). On Monconys's visit to Delft, see
chap. 1 in this catalogue, pp. 12-13.
4. Liedtke 1982a, pp. 122-23, no. 291. De
Man's work in this genre is also discussed in Liedtke 2000, pp. 135-38.
5. Liedtke
1982a, pp. 70, 72, 118, 120-23, no. 290, fig. 104. Compare also the description
of church furniture and the chandelier in De Man's Oude Kerk in Delft in the
Art Institute of Chicago (Liedtke r982a, pp. 121-23, figs. 30, 100).
🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".
0 коммент.
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.