41. Интерьер кирхи св. Лаврентия, Роттердам

by - сентября 20, 2024

 

41. Интерьер кирхи св. Лаврентия, Роттердам

Вероятно середина 1660-х годоа, холст, масло, 39х46 см. Королевский музей искусств Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

То, что Де Ман взялся за существующие церковные интерьеры в Дельфте и в этом исключительном случае - в Роттердаме, когда ему было уже за сорок, должно отражать довольно большой спрос на такого рода картины, а также энтузиазм художника  в овладении линейной перспективой. Представленная картина - один из лучших и, скорее всего, один из самых ранних архитектурных видов Де Мана (она датируется примерно серединой 1660-х годов),  была написана в то время, когда Хендрик ван Влит в Дельфте и Энтони де Лорме в Роттердаме создали заметное количество работ такого же типа. Прежде чем Де Ман обратился к этому жанру, он нарисовал или выгравировал несколько портретов пасторов; возможно, это могло пробудить его интерес к изображению протестантских церквей. На одной  из гравюр, приписываемых Де Ману и датированной 1659 годом, изображен Фолькерт ван Остервейк (1603-1675), проповедник, служивший в Роттердаме перед тем, как вернуться в свой родной Дельфт [1]. Тем не менее,  между Роттердамом и Дельфтом существовало множество социальных и художественных связей, и Герард Хоукгест, Хендрик ван Влит и Эмануэль де Витте — местные предшественники Де Мана в архитектурной живописи — в 1650-х годах изображали церкви за пределами  Дельфта [2]. Художник из Мидделбурга Даниэль де Блик, как и Де Лорме, начал рисовать виды  Лоренскерк в Роттердаме в начале 1650-х годов. Как «Великая церковь» портового города - позднеготический памятник, очевидно, вызывала достаточный интерес, и это поддерживало де Лорме  в последние двадцать лет его жизни  (примерно с 1652 года до его смерти в 1673 году). Почти  в то же время, когда Бальтазар де Монконис посетил Вермеера летом 1663 года, он остановился в мастерской де Лорме и позже заметил, что работа художника состоит только из «разных видов собора в Роттерадме, но насколько они хороши?»[3].


Очевидно, в 1970-е годы предмет настоящей картины и несколько приемов Де Лорме (такихкак пятна солнечного света на полу, сравните рис. 263), стали достаточными для ее
атрибуции художнику из Роттердама, отменяя более раннее предположение об авторстве Геррита Беркхейде. Спустя несколько лет Уолтер Лидтке (автор настоящей статьи) отдал авторство Де Ману, когда он впервые представил его как архитектурного художника [4]. Некоторые довольно схематичные церковные интерьеры Де Мана предположительно датируются 1670-ми годами, и обычно они по размерам больше, чем этот. Более живописный подход, который виден здесь на пешеходной дорожке, колоннах нефа слева, люстре, в окнах - в продолжении аркады (вид с южного прохода на восток), - встречается в нескольких церковных интерьерах работы Де Мана (например, подписанная Новая кирха в Дельфте в музее Гессена, Дармштадт [5]) и в некоторых жанровых сценках художника, таких как «Угадай, кто ударил?» (рис. 264), которая датируется предположительно) около 1660 года.




Рис. 263. Энтони де Лорм, Интерьер кирхи св. Лаврентия  с портретом мужчины, 1656, 112х111 см, частная коллекция

Стиль фигур в настоящей картине характерен для Де Мана. Он доставляет удовольствие изображением манер поведения. Своим присутствием в этой картине персонажи явно обязаны Де Лорму, ощущение пространства и расположение женщин на переднем плане, напоминает многочисленные картины, написанные в Дельфте, включая работы Хоукгеста, Де Витте, Йоханнеса Косерманса и Яна Стена (сравните каталожные номера 40, 92, 13, 58).


 Рис. 264. Корнелис де Ман, «Угадай, кто ударил?», 1660, 66х81 см, Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

 

1. Briere-Misme 1935a, p. 17. Maria van Oosterwijck's father was a pastor, but his first name was Jakobus, according to Houbraken (1718-21, vol. 2, p. 214).

2. Hendrick van Vliet, who depicted churches in Leiden, Gouda, Haarlem, and other cities as well as in Delft, may have represented a view in the Laurenskerk, if my attribution of a drawing to him is correct (Liedtke 1982a, fig. 59).

 3. Monconys 1665-66, vol. 2, p. 131. See Liedtke 1982a, pp. 63-73, on the work of De Lorme and De Blieck in the 1650s and 1660s; see Rotterdam 1991, nos. 50, 51, for views in the Laurenskerk painted by De Lorme (in 1657) and De Blieck (in 1652). On Monconys's visit to Delft, see chap. 1 in this catalogue, pp. 12-13.

 4. Liedtke 1982a, pp. 122-23, no. 291. De Man's work in this genre is also discussed in Liedtke 2000, pp. 135-38.

  5. Liedtke 1982a, pp. 70, 72, 118, 120-23, no. 290, fig. 104. Compare also the description of church furniture and the chandelier in De Man's Oude Kerk in Delft in the Art Institute of Chicago (Liedtke r982a, pp. 121-23, figs. 30, 100).

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.