40. Интерьер Старой кирхи, Дельфт, с амвоном 1548 года
40. Интерьер Старой кирхи, Дельфт, с амвоном 1548 года
Вероятно 1651 год, масло, дерево, 49х41 см, подписано
монограммой, датировано в центре внизу на фиктивной раме GH
165(?), Рийксмузей, Амстердам, Нидерланды
В этой занимательной
сценке вокруг амвона в нефе Старой Кирхи Хоукгест уходит от его обычных интересов в работах 1650-х гг.
(как пример, картина с Новой кирхой в Гамбурге и панорамный вид на то же место, кат. № 37,
39). Эти картинки и другие ранние изображения существующих церковных интерьеров
Хоукгеста (см. рис. II7) - это сами дельфтские
церкви, их наиболее важные надгробные памятники, это иллюстрация возможности с помощью искусственной
перспективы перенести на картон, дерево, полотно реальную обстановку. У человека здесь совсем
другие ощущения. Кроме главных
достопримечательностей - случайная
встреча мужчины и женщины на переднем плане; восхитительно иллюзионистский
занавес и деревянная рама; живописный
солнечный свет, струящийся сквозь кристально чистый воздух; коралловый цвет
колонны, основания кирпичных арок в трансепте и фигур в витраже; внезапное
расширение пространства при переходе от переднего плана к заднему, что так
непохоже на размеренный уход в глубину, разработанный Хоукгестом в нескольких
первых работах с этой темой. Что приходит на ум: художник после тщательного изучения картин
таких мастеров, как Герард Терборх, Герард Доу и Эмануэль де Витте, решил быть
очаровательным и мудрым, а не рациональным и сдержанным. При просмотре этой картины могут быть не замечены некоторые из самых
сильных качеств Хоукгеста, которые должны пленить зрителя: мастерство, изящество и остроумие художника.
Исключительную изобретательность голландских художников, у которых был талант и свободное от заказов время, можно проиллюстрировать этой панелью, о которой
никто не мог бы сказать, что она типична для
Хоукгеста или что это - обычный «церковный интерьер». Как он уже сделал
это по меньшей мере дважды (см. рис. 259, 260), художник обрезал более широкую композицию:
панно Хоукгеста в коллекции герцога Баклю (см. рис. 262), которая, вероятно,
датируется 1651 годом[1]. Для общего обзора: эта панель сравнима с картиной в Маурицхейсе. (кат.
№ 39), в которой также искажен передний план - ближайшие арки невероятно широки
из-за их удаленности от точки, к которой отступают.
На представляемой картине Хоукгест выбирает (буквально) самую
выразительную часть композиции, которая
была уже «крайней», то есть, вырезанной с краю, а не из центра традиционной
схемы перспективы. Вот почему, есди говорить проще, середина картины как бы висит в воздухе, и подъем в целом выглядит как карты,
сброшенные из перетасованной колоды (они, кажется, встречаются под острыми, а
не прямыми углами). Как в домашних интерьерах Герарда Доу, которые он показает нам через окна, Хоукгест доносит до зрителя удивительное ощущение углубления пространства сразу
за передним планом, и это соотносится с расположением отдаленных конструкций. Есть
вопрос, который не предполагается задавать, как и в случае неоднозначной
береговой линии в «Виде Схидама» Пинакера
(кат. № 57): сколько шагов может потребоваться, чтобы пересечь церковь слева направо.
Иллюзионизм для этих художников – это вопрос изобретения работающих приемов, а
не конструирование пространства, которое можно подвергнуть логическому анализу.
Последняя цифра даты на этой панели читается с трудом:
ракурс. цифры крошечные, мешает имитация текстуры дерева.
Большинство ученых утверждает, что это 1651 или 1654 год (в
надписях XVII века единицы и треугольные четверки могут быть почти неразличимы).
Множество академических вопросов сопровождает датировку, один из них - связь
этой картины с картиной Де Витте в Оттаве (кат. № 92), в которой есть подобная
портьера,, штанга для нее и тень на воображаемой поверхности картины [2]. Можно было бы
обсудить несколько других композиций, но похожие работы (например, панель
Баклю) сегодня невозможно найти. В целом данные (и особенно - ее материал) говорят в пользу датировки
этой панели до 1651 г. (и никак не позже), когда Хоукгест, Де Витте и Хендрик
ван Влит встречались в Дельфте [3].
Рис. 262. Диаграмма,
показывающая как композиция картины под кат. №40 перенесена с картины Хоукгеста
«Интерьер Старой кирхи в Дельфте» 1651 года (дерево, масло, 42х56 см, коллекция
герцога Баклю и Квинсберри)
Фигуры разыгрывают
сценку: как правильно вести себя в церкви. Ближайший слева господин не
только служит как бы отметкой глубины сцены, но и указывает на кормящую мать и ее
детей. Этот распространенный мотив голландских церковных интерьеров обычно используется
как напоминание о благотворительности. Напротив, жестикулирующий кавалер (с
мечом поперек лихой фигуры, шпорами, тростью и шляпой с перьями) и его
хорошенькая спутница, кажется, попали сюда из жанровой сцены или из гостиницы, подобной той,
что возле Новой кирхи в Виде в Дельфте Фабрициуса (кат. № 18). Эта вставка,
кажется, вдохновила Ван Влита на более поучительную трактовку темы флирта в
церкви в его ранней панели, навеянной, главным образом, другой картиной Хоукгеста
(кат. № 81; рис. 117).
1.
The painting was first assigned to Houckgeest in Liedtke 1986, where its
relationship to the Rijksmuseum picture was also explained.
2.
See Rotterdam 1991, pp. 177-79, where a related composition by Johannes
Coesermans is also considered (however, the Buccleuch Houckgeest is not).
3.
These issues are discussed in greater detail in Liedtke 2000, p. II9.
🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".
0 коммент.
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.