40. Интерьер Старой кирхи, Дельфт, с амвоном 1548 года

by - сентября 18, 2024

 


40. Интерьер Старой кирхи, Дельфт, с амвоном 1548 года

 Вероятно 1651 год, масло, дерево, 49х41 см, подписано монограммой, датировано в центре внизу на фиктивной раме GH 165(?), Рийксмузей, Амстердам, Нидерланды

 

В  этой занимательной сценке вокруг амвона в нефе Старой Кирхи Хоукгест уходит  от его обычных интересов в работах 1650-х гг. (как пример, картина с Новой кирхой в Гамбурге  и панорамный вид на то же место, кат. № 37, 39). Эти картинки и другие ранние изображения существующих церковных интерьеров  Хоукгеста (см. рис. II7) - это сами дельфтские церкви, их наиболее важные надгробные памятники,  это иллюстрация возможности с помощью искусственной перспективы перенести на картон, дерево, полотно  реальную обстановку. У человека здесь совсем другие ощущения.  Кроме главных достопримечательностей -  случайная встреча мужчины и женщины на переднем плане; восхитительно иллюзионистский занавес и деревянная рама;  живописный солнечный свет, струящийся сквозь кристально чистый воздух; коралловый цвет колонны, основания кирпичных арок в трансепте и фигур в витраже; внезапное расширение пространства при переходе от переднего плана к заднему, что так непохоже на размеренный уход в глубину, разработанный Хоукгестом в нескольких первых работах с этой темой. Что приходит на ум:   художник после тщательного изучения картин таких мастеров, как Герард Терборх, Герард Доу и Эмануэль де Витте, решил быть очаровательным и мудрым, а не рациональным и сдержанным. При  просмотре этой картины  могут быть не замечены некоторые из самых сильных качеств Хоукгеста, которые должны  пленить зрителя:  мастерство, изящество и остроумие художника.

Исключительную  изобретательность  голландских художников, у которых был  талант и  свободное  от заказов время,  можно проиллюстрировать этой панелью, о которой никто не мог бы сказать, что она типична для  Хоукгеста или что это  -  обычный «церковный интерьер». Как он уже сделал это по меньшей мере дважды (см. рис. 259, 260), художник обрезал более широкую композицию: панно Хоукгеста в коллекции герцога Баклю (см. рис. 262), которая, вероятно, датируется 1651 годом[1]. Для общего обзора:  эта панель сравнима с картиной в Маурицхейсе. (кат. № 39), в которой также искажен передний план - ближайшие арки невероятно широки из-за их удаленности от точки, к которой отступают.

На представляемой картине Хоукгест выбирает (буквально) самую выразительную  часть композиции, которая была уже «крайней», то есть, вырезанной с краю, а не из центра традиционной схемы перспективы. Вот почему, есди говорить проще,  середина картины как бы висит в воздухе,  и подъем в целом выглядит как карты, сброшенные из перетасованной колоды (они, кажется, встречаются под острыми, а не прямыми углами). Как в домашних интерьерах Герарда Доу, которые он показает нам  через окна, Хоукгест доносит до зрителя  удивительное ощущение углубления пространства сразу за передним планом, и это соотносится с расположением отдаленных конструкций. Есть вопрос, который не предполагается задавать, как и в случае неоднозначной береговой линии в «Виде  Схидама» Пинакера (кат. № 57): сколько шагов может потребоваться, чтобы пересечь церковь слева направо. Иллюзионизм для этих художников – это вопрос изобретения работающих приемов, а не конструирование пространства, которое можно подвергнуть логическому анализу.

Последняя цифра даты на этой панели читается с трудом: ракурс.  цифры крошечные,  мешает имитация текстуры дерева.

Большинство ученых утверждает, что это 1651 или 1654 год (в надписях XVII века единицы и треугольные четверки могут быть почти неразличимы). Множество академических вопросов сопровождает датировку, один из них - связь этой картины с картиной Де Витте в Оттаве (кат. № 92), в которой есть подобная портьера,, штанга для нее и тень на воображаемой поверхности картины [2].  Можно было бы обсудить несколько других композиций, но похожие работы (например, панель Баклю) сегодня невозможно найти. В целом данные (и особенно  - ее материал) говорят в пользу датировки этой панели до 1651 г. (и никак не позже), когда Хоукгест, Де Витте и Хендрик ван Влит встречались в Дельфте [3].


Рис. 262. Диаграмма, показывающая как композиция картины под кат. №40 перенесена с картины Хоукгеста «Интерьер Старой кирхи в Дельфте» 1651 года (дерево, масло, 42х56 см, коллекция герцога Баклю и Квинсберри)

Фигуры разыгрывают  сценку: как правильно вести себя в церкви. Ближайший слева господин не только служит как бы отметкой глубины сцены, но и указывает на кормящую мать и ее детей. Этот распространенный мотив голландских церковных интерьеров обычно используется как напоминание о благотворительности. Напротив, жестикулирующий кавалер (с мечом поперек лихой фигуры, шпорами, тростью и шляпой с перьями) и его хорошенькая спутница, кажется, попали сюда из   жанровой сцены или из гостиницы, подобной той, что возле Новой кирхи в Виде в Дельфте Фабрициуса (кат. № 18). Эта вставка, кажется, вдохновила Ван Влита на более поучительную трактовку темы флирта в церкви в его ранней панели, навеянной, главным образом, другой картиной Хоукгеста (кат. № 81; рис. 117).

1. The painting was first assigned to Houckgeest in Liedtke 1986, where its relationship to the Rijksmuseum picture was also explained.  

2. See Rotterdam 1991, pp. 177-79, where a related composition by Johannes Coesermans is also considered (however, the Buccleuch Houckgeest is not).

3. These issues are discussed in greater detail in Liedtke 2000, p. II9.

 🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".














You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.