39. Галерея Новой кирхи, Дельфт, с гробницей Вильяма Молчаливого
39. Галерея Новой кирхи, Дельфт, с гробницей Вильяма Молчаливого
Вероятно 1651 год, масло, дерево, 65х77 см, подписано монограммой,
датировано внизу справа на основании ближней колонны: GH
16(?), Королевская картинная галерея Морицхейс,
Гаага, Нидерланды
1651 год – такая дата была указана для этой
панели в каталоге Маурицхейса за 1895 год. Сегодня последние две цифры неразборчивы, но косвенные доказательства
(обсуждаемые ниже) подтверждают прочтение столетней давности.
После того, как Хоукгест в гамбургской панели
1650 г. (кат. № 37) представил свой подход к изображению существующих церковных
интерьеров, он использовал виды Новой кирхи и Старой кирхи для подобных картин.
На всех его изображениях церквей Дельфта колоннада выровнена по диагонали с плоскостью
изображения и строительными конструкциями,
отступающими к обеим сторонам. Эффект
натуралистичный и в некоторой степени иллюзионистский, особенно в работах,
датируемых около 1651 года или позднее [1].
Здесь, тем не менее, только пространство хора кажется
трехмерным (зрителям, стоящим на некотором расстоянии от самой картины). Хоукгест
добился этого эффекта в основном за счет заполнения центральной зоны точно
смоделированными формами и контраста подсветки
переднего плана. Хотя солнечный свет
падает в церковь слева под довольно низким углом, яркая и почти ровная подсветка сводов над галереей, - это произвольный художественный прием. Действительно, палитра в
целом более насыщенная чем та, что можно
найти в картинах того времени Саенредама и Фабрициуса (см. кат. № 20, 21), разве
что с эффектами, которые можно увидеть даже в побеленных интерьерах при
посещении голландских готических соборов в солнечный день
Кроме того, в действительности в самой церкви присутствует панорамный обзор: 105 градусов от одной стороны до другой. Вид налево на экран хора и южный проход за ним – к западу
от точки зрения художника. Вид к колонне справа - север. Глаз не может охватить сразу ближайшие участки пола
и своды арок, по крайней мере, если вы не стоите в узкой галерее Новой кирхи
(которая здесь развернута, как шатер цирка). В этой работе Хоукгест не был,
как в гамбургской картине, обеспокоен тем,
как существующая архитектура смотрится с определенной точки обзора. Картина в
Маурицхёйсе содержат точные детали, и, конечно же, в них есть дань уважения дому
Оранских. Но больше, чем любое другое нидерландское изображение, картина в своем роде - эксперимент, попытка показать (или «картографировать»)
панорамный вид, выходя за рамки обычных ограничений общепринятой схемы
построения перспективы (см.фиг. 260) [2].
В этой композиции Хоукгест обращается к
проблеме, которая интересовала
художников, по крайней мере, со времен Леонардо, и которая заключается в разнице между изображением и
действительностью [3]. Современные трактаты о перспективе
однозначно разрешили это противостояние: ограничивайте угол обзора (как
правило, около 50 градусов). У пейзажистов не было особых трудностей с
панорамными видами и блуждающими глазами, но архитектура не так податлива, как
луга и деревья. Как Хоукгест наверняка знал, Саенредам изображал
широкоугольные виды в рисунках церковных интерьеров и в своих картинах
допускал изящные искажения, которые можно найти в сводах и напольной плитке [4].
Рис. 260 Диаграмма илл. 39 каталога с основной схемой перспективы,
описывающей композицию рис. 261.
Рис. 261. Герард Хоукгест, Новая кирха в Дельфте с гробницей Вильяма Маолчаливого, 1650, масло
на дереве, 51х42 см, частная коллекция
Следы линий тянутся, пока не приходят к
сторонам и углам композиции. Колонны стремительно
стекают по выпуклой дуге, преобразуя движение, ощущаемое в изображении Хоукгеста того же места с противоположного
направления (кат. № 37). Ближайшие колонны вытянуты по вертикали; мозг воспринимает
то, что глаза никогда не увидят. Арки вырастают из капителей по невообразимой траектории,
как это мог бы видеть такой военный человек, как принц Мориц (чья могильная доска
видна в правом верхнем углу).
Панель из коллекции Чарльза Крюса (рис. 261) повторяет
центр картины в Маурицхёйсе и датируется
1650 годом. Как и в других картинах
Хоукгеста (см. № 38, 40), две композиции, вероятно, получены с картона с одноточечной перспективой (ср. рис. 260).
Возможно, Хоукгест работал над обеими
картинами зимой 1650-51 гг. и закончил менее широкий вид в конце года. Результаты
различаются как по форме, так и по содержанию. В картине Крюса Хоукгест
сосредоточился на монументе, где видны изображения и сидящего, и лежащего Вильяма
Молчаливого. Как и в гамбургской панели , посетители стоят у перил вокруг
гробницы. В настоящей картине, напротив, художник был озабочен интерьером кирхи
в целом, включая могилу на почетном месте. Всего несколько точек обзора в
восточной части галереи позволяют хорошо увидеть гробницу и одновременно
достаточно подробно - кирху (сравните вид с запада Хендрика ван Влита, кат. №
84).
Как и следовало ожидать, эта композиция мало повлияла на творчество коллег (по
сравнению с другими его работами). Тем не
менее, Карел Фабрициус вероятно, был знаком с
ней и принял во внимание её построение, когда
он задумал «Вид в Дельфте» (кат. № 18). На этой маленькой картине
хор Новой Кирхи представлен под тем же
углом, что и в панели Хоукгеста, но с позиции, отстоящей примерно на сто
метров (или шагов) назад. Улицы
Дельфта круто огибают кирху, и это мало чем отличается от галереи в композиции Хоукгеста. Из всех виртуозных изображений перспективы в
картинах Дельфта этого
периода эти два самых сложных - наиболее интересны, потому что художники приняли условия, налагаемые реальным местом
1.
See Liedtke 2000, pp. 110-11.
2.
On the issues and the notion of artificial perspective as a kind of map (as
opposed to the "mirror" of vision), see Gombrich 1975.
3. See Kemp 1990, pp. 44-52 (fig. 81 diagrams
"the problem of wide-angle vision as explored by Leonardo").
4.
As discussed in Liedtke 1975-76.
🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".
0 коммент.
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.