39. Галерея Новой кирхи, Дельфт, с гробницей Вильяма Молчаливого

by - сентября 16, 2024

 39. Галерея Новой кирхи, Дельфт, с гробницей Вильяма Молчаливого

Вероятно 1651 год, масло, дерево, 65х77 см, подписано монограммой, датировано внизу справа на основании ближней колонны: GH 16(?), Королевская картинная галерея Морицхейс, Гаага, Нидерланды


1651 год – такая дата была указана для этой панели в каталоге Маурицхейса за 1895 год. Сегодня последние две цифры  неразборчивы, но косвенные доказательства (обсуждаемые ниже) подтверждают прочтение столетней давности.

После того, как Хоукгест в гамбургской панели 1650 г. (кат. № 37) представил свой подход к изображению существующих церковных интерьеров, он использовал виды Новой кирхи и Старой кирхи для подобных картин. На всех его изображениях церквей Дельфта колоннада выровнена по диагонали с плоскостью изображения и строительными  конструкциями,  отступающими к обеим сторонам. Эффект натуралистичный и в некоторой степени иллюзионистский, особенно в работах, датируемых около 1651 года или позднее [1].

Здесь, тем не менее, только пространство хора кажется трехмерным (зрителям, стоящим на некотором расстоянии от самой картины). Хоукгест добился этого эффекта в основном за счет заполнения центральной зоны точно смоделированными формами и контраста  подсветки  переднего плана. Хотя солнечный свет падает в церковь слева под довольно низким углом, яркая и почти  ровная подсветка сводов  над галереей, - это произвольный  художественный прием. Действительно, палитра в целом более насыщенная чем  та, что можно найти в картинах того времени Саенредама и Фабрициуса (см. кат. № 20, 21), разве что с эффектами, которые можно увидеть даже в побеленных интерьерах при посещении  голландских  готических соборов в солнечный день  

Кроме того,  в действительности  в самой церкви присутствует  панорамный обзор:  105 градусов от одной стороны до другой. Вид  налево  на экран хора и южный проход за ним – к западу от точки зрения художника. Вид к колонне справа - север. Глаз  не может охватить сразу ближайшие участки пола и своды арок, по крайней мере, если вы не стоите в узкой галерее Новой кирхи (которая здесь развернута, как шатер цирка). В этой работе Хоукгест не был, как  в гамбургской картине, обеспокоен тем, как существующая архитектура смотрится с определенной точки обзора. Картина в Маурицхёйсе содержат точные детали, и, конечно же, в них есть дань уважения дому Оранских. Но больше, чем любое другое нидерландское  изображение,  картина в своем роде  - эксперимент, попытка показать (или «картографировать») панорамный вид, выходя за рамки обычных ограничений общепринятой схемы построения перспективы (см.фиг. 260) [2].

В этой композиции Хоукгест обращается к проблеме, которая  интересовала художников, по крайней мере, со времен Леонардо,  и которая заключается  в разнице между изображением и действительностью  [3]. Современные трактаты о перспективе однозначно разрешили это противостояние: ограничивайте угол обзора (как правило, около 50 градусов). У пейзажистов не было особых трудностей с панорамными видами и блуждающими глазами, но архитектура не так податлива, как луга и деревья. Как Хоукгест наверняка знал, Саенредам  изображал  широкоугольные виды в рисунках церковных интерьеров и в своих картинах допускал изящные искажения, которые можно найти в сводах и напольной плитке [4].

 


Рис. 260 Диаграмма илл. 39 каталога с основной схемой перспективы, описывающей композицию рис. 261.


Рис. 261. Герард Хоукгест, Новая кирха в Дельфте  с гробницей Вильяма Маолчаливого, 1650, масло на дереве, 51х42 см, частная коллекция

Следы линий тянутся, пока не приходят к сторонам и углам композиции.  Колонны стремительно стекают по выпуклой дуге, преобразуя  движение, ощущаемое  в изображении Хоукгеста того же места с противоположного направления (кат. № 37). Ближайшие  колонны вытянуты по вертикали; мозг воспринимает то, что глаза никогда не увидят. Арки вырастают из капителей по невообразимой траектории, как это мог бы видеть такой военный человек, как принц Мориц (чья могильная доска видна в правом верхнем углу).

Панель из коллекции Чарльза Крюса (рис. 261) повторяет  центр картины в Маурицхёйсе и датируется 1650 годом. Как и в других  картинах Хоукгеста (см. № 38, 40), две композиции, вероятно, получены с картона  с одноточечной перспективой (ср. рис. 260). Возможно, Хоукгест  работал над обеими картинами зимой 1650-51 гг. и закончил менее широкий вид в конце года. Результаты различаются как по форме, так и по содержанию. В картине Крюса Хоукгест сосредоточился на монументе, где видны изображения и сидящего, и лежащего Вильяма Молчаливого. Как и в гамбургской панели , посетители стоят у перил вокруг гробницы. В настоящей картине, напротив, художник был озабочен интерьером кирхи в целом, включая могилу на почетном месте. Всего несколько точек обзора в восточной части галереи позволяют хорошо увидеть гробницу и одновременно достаточно подробно - кирху (сравните вид с запада Хендрика ван Влита, кат. № 84).

Как и следовало ожидать, эта композиция мало повлияла на творчество коллег  (по сравнению с другими его работами).  Тем не менее,  Карел Фабрициус вероятно, был знаком  с ней и принял во внимание её построение, когда он задумал «Вид в Дельфте» (кат. № 18). На этой маленькой  картине хор Новой Кирхи представлен под тем же углом, что и в панели Хоукгеста, но с позиции, отстоящей примерно на сто метров (или шагов) назад. Улицы Дельфта круто огибают кирху, и это  мало чем отличается от галереи в композиции Хоукгеста. Из всех виртуозных изображений перспективы в картинах Дельфта этого периода  эти два самых сложных -  наиболее  интересны, потому что художники приняли условия, налагаемые реальным местом

1. See Liedtke 2000, pp. 110-11.

2. On the issues and the notion of artificial perspective as a kind of map (as opposed to the "mirror" of vision), see Gombrich 1975.

 3. See Kemp 1990, pp. 44-52 (fig. 81 diagrams "the problem of wide-angle vision as explored by Leonardo").

4. As discussed in Liedtke 1975-76.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.