Леонард Брамер, Музыканты на террасе

by - февраля 10, 2022







Музыканты на террасе, 1665-1670, 175х217 см, собрание Richard L. Feigen and Co., Нью-Йорк, США

Это самая большая из известных работ Брамера, этот тонко расписанный холст, вероятно, единственный сохранившийся пример его славной работы в качестве художника-декоратора. В 1620-х годах в Италии художник познакомился с фресками Веронезе, Орацио Джентилески, Агостино Тасси и других художников. Музыкальные сценки были обычной темой в украшении итальянских дворцов. К 1622 году Герард ван Хонтхорст принес этот жанр в Нидерланды; его «Музыкальный плафон» 1622 года (рис. 130), возможно, был написан для его собственного дома в Утрехте.



Герард ван Хонтхорст, Музыкальный плафон, 1622 год, 310х216 см, музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, США


Он продолжает давнюю традицию эпохи Возрождения и раннего барокко, начиная с фресок Мантеньи и заканчивая фресками Джентилески и Тасси, которые работали на кардинала Сципионе Боргезе - покровителя Ван Хонторста.

«Концерт», написанный Ван Хонтхорстом в 1624 году, скорее всего, то самое полотно, которое упоминается в 1632-33 гг. как находящееся в княжеском дворце Нордейнде (Ауде Хоф) в Гааге: «В большом зале наверху ... Картина для камина, выполненная Хонтхорстом, представляет собой концерт».



Герард ван Хонтхорст, Концерт на балконе, 1624, 168х178 см, Лувр, Париж, Франция

В середине 1620-х годов музыканты и другие фигуры, показанные в несколько более удаленной перспективе, чем в «Концерте». были размещены на иллюзионистском балконе, огибающем свод Большого зала дворца в Хонселаарсдейке.



Питер де Греббер, "Круговая галерея" большого зала в Хонселаарсдийке, 1637, 10 рисунков 21х580 см, кабинет гравюр Рийксмузея, Амстердам, Нидерланды

Проект под руководством Якоба ван Кампена был выполнен Питером де Греббером и Паулюсом Бором (из Харлема и Утрехта соответственно); художник из Дельфта Кристиан ван Ковенберг выполнил настенные росписи для того же помещения. В большом зале в Huis ter Nieuburch в Рейсвейке, между Гаагой и Дельфтом также была предусмотрена круговая галерея над всеми четырьмя стенами; Ван Хонтхорст и его помощники украшали зал в период с июня 1638 по май 1639 года.

Похоже, что эти королевские заказы произвели большое впечатление как на частных, так и на государственных покровителей в Гааге и Дельфте, где Ван Ковенберг в 1640-х годах и Брамер в 1650-х и 1660-х годах рисовали музыкальные и веселящиеся компании на больших холстах, предназначенных для подвешивания над каминами или довольно высоко на стенах. Художник из Утрехта Ян Герритц ван Бронхорст также процветал в этой области, как в Утрехте около 1645-50 гг., так и в Амстердаме в 1650-х годах.


Кристиан ван Ковенберг, Бравый мужчина на балконе с поднятым бокалом вина, двумя женщинами и корзиной фруктов, 1647, 118х141 см, частная коллекция



Ян ван Бронкхорст, Веселая комания с лютнисткой, 1645, 141х205 см, музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия

Эта картина, бесспорно, является поздней работой Брамера (хотя она когда-то была датирована 1640-ми годами), датировка 1660-ми годами подтверждается платьями скрипачек (открыты плечи). Датировка картины позднее начала 1650-х годов сегодня подтверждена рентгенограммами и инфракрасными фотографиями, которые открывают части другой композиции под верхними слоями краски.

На исходной версии не было изображенных слева призрачных солдат, один из которых небрежно опирается на балюстраду. Эти фигуры в шлемах того же размера, что и музыканты, были помещены Брамером в настоящую композицию, а затем закрашены. Солдат гораздо меньшего размера, двое из которых верхом на лошади, мужчину в тюрбане и женщин с детьми, можно различить, если поставить полотно на его левую сторону и исследовать с помощью инфракрасных лучей и рентгеновских снимков.



Рентгенограмма левой верхней четверти (повернуто на 90 градусов против часовой стрелки)

Некоторые из этих фигур, например, лошадь и всадник слева, две женщины, лежащие на земле слева внизу (по крайней мере, одна из них защищает младенца), и убегающая женщина с младенцем у правого края композиции, довольно точно совпадают с потерянной картиной Брамера «Избиение младенцев». Работа известна по эскизу художника, выполненному примерно в 1652-53 годах как часть серии рисунков по картинам разных мастеров, которые, вероятно, должны были быть проданы с аукциона в Дельфте. Очевидно, Брамер хранил картину (или, что менее правдоподобно, повторно приобрел ее) в 1650-х годах и в конце концов пожертвовал ей, когда ему понадобился большой холст для более выгодной или заказанной работы.



Леонард Брамер, Избиение младенцев (копия картины под «Музыкантами на террасе»), 1652-1653, черный карандаш на бумаге, 41х31 см, музей Бойманс ван Бёнинген, Роттердам

Хофрихтер предположил, что «Музыканты на террасе» были написаны в связи с тем, что в 1660 году Брамер получил заказ на роспись комнаты в недавно отремонтированном здании гражданской гвардии (Nieuwe Doelen). Однако только картина над камином в этой комнате была на холсте. Маленький триптих Брамера в Принсенгофе, Дельфт, вероятно, был его наброском для Расписной Комнаты и, за исключением нескольких фигур на балконе, он не соответствует выставленному здесь холсту (особенно на изображении барабанщика над каминной полкой).



Леонерт Брамер, Проект оформления штаба гражданской гвардии в Дельфте, 1660, муниципальный музей Дельфта Присенхоф, Нидерланды



Леонерт Брамер, Проект оформления штаба гражданской гвардии в Дельфте, 1660, часть триптиха, центральная панель, 30х48 см и 29х23 см, муниципальный музей Дельфта Присенхоф, Нидерланды

Напротив, большие фрески на холсте, которые Брамер написал для Большого зала в Prinsenhof изображают по крайней мере одну труппу музыкантов на торцевых стенах и то, что похоже на «Похищение сабинянок», вдоль длинной (северной) стены. Неожиданное сочетание артистов и военных также произошло в этой картине до того, как солдаты слева были закрашены. Возможно, тогда Брамер выполнил эту работу для Prinsenhof, где стены между каминами и длинной стеной немного шире (почти 9 футов [2,7 метра]), чем сохранившееся полотно (которое не было существенно обрезано). Наклонное понижение террасы должно соответствовать расположению картины на боковой стене, где зритель может почувствовать некоторую связь между изображенной и реальной архитектурой. Однако ничего близкого к этой композиции не появляется на рисунке Августина Тервестена, а платежи предназначались продавцу за доставку новых полотен для фресок Принсенхоф и второстепенному художнику Яну Молиню за их подгонку. Попрежнему не исключается, что Брамер нарисовал «Музыкантов на террасе» для Принсенхофа, а затем пересмотрел свои планы, но более вероятным объяснением будет то, что работа была выполнена для еще одного места в конце 1660-х годов. Не будет удивительно, если такая ​​ картина обнаружится в большом частном особняке.

Многие изменения, помимо уже отмеченных, видны невооруженным глазом. Например, левая нога мужчины-лютниста, повернутого спиной к зрителю, была сдвинута вперед, оставив после себя теперь уже прозрачную туфлю. Слева от фигур, сидящих на ступенях, видны следы собаки, которая реагирует на настороженного кота у левого края композиции. Стена кажется должно быть за балюстрадой, но это и фасад дворцового здания с фигурами, выгляядывающими из окна и с балкона, были едва выписаны. Возможно, действия Брамера - некоторые места можно было бы обозначить, как написанные в процессе - отражают его опыт мастера фресок.Этот опрометчивый выбор техники, неподходящей для голландского климата, и потеря всех дворцовых, общественных фресок и росписей особняков, выполненных в Дельфте и его окрестностях, делают этот холст бесценным свидетельством творческого процесса. Помимо всего, этот холст сам по себе - зрелищная работа.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.