Леонард Брамер, "Христос среди учителей"

by - января 29, 2022





Христос среди учителей, 1640-45, 51х38 см, собрание Dr. Gordon J. Gilbert and Adele S. Gilbert, Санкт-Петербург, Флорида, США

На этой панели начала - середины 1640-х гг. двенадцатилетний Иисус сидит в храме в Иерусалиме среди учителей, обсуждающих вопросы богословия (евангелие от Луки 2:42-52). Он указывает пальцем на строку в огромной книге, лежащей справа. Лысый старец, показанный художником с затылка, указывает на другое место, и хотя лицо скрыто, зритель как бы чувствует его удивление. Стоящий учитель пытается сквозь приспущенные с переносицы очки рассмотреть все получше (прием в нидерландском искусстве, обозначающий близорукость или глупость). Учителя слева пытаются рассмотреть, что показал мальчик, и понять, что ответить на его доводы, и это удивило родителей Христа, когда они нашли его после трехдневного поиска.

Брамер рисовал этот сюжет, наверное, раз десять. Панель приблизительно такого же размера и похожей композиции «Пилат, умывающий руки» (Национальный музей Брукенталя, Сибиу) считается возможной парой или еще одной работой из серии, к которой картина могла бы принадлежать. Картина Брамера «Христос среди учителей», 1647, (музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг), соотносилась (по меньшей мере, с начала ΧѴIII века) с картиной «Обрезание», которая в совокупности с картиной «Представление» полностью передает историю двенадцатилетнего эрудита (Лука, 2). Однако собственно предмет богословских споров, надо полагать, был хорошо изучен в Голландии ΧѴII века.

Многие работы Брамера, которые датируются от начала 1640-х годов и далее, отличаются фигурами большего размера, чем в его более ранних работах. Это может отражать его деятельность в качестве художника-монументалиста при дворе и влияние Герарда ван Хонтхорста (любимого художника двора) и других художников-караваджистов, в том числе их последователей из Дельфта Виллема ван Влита и Кристиана ван Ковенберга. 

В отличие от «Путешествия трех волхвов в Вифлеем», которое построено как произведения Адама Эльсхаймера и другие небольшие кабинетные картины начала ΧѴII века, эта картина из коллекции Гилберта по композиции и свету похожа на холсты Ван Хонтхорста датированные от 1630-х гг. Однако два других художника, которые были в почете у генерал-губернатора Фредерика Хендрика и его советника Константина Гюйгенса в то же десятилетие – Рембрандт и Ян Ливенс – как кажется, еще более повлияли на эту и другие работы Брамера 1640-х годов. 

Не только расположение фигур, но и экзотические костюмы с чалмами, меховой отделкой и золотыми цепями (сравните с картинами «Человек в восточном костюме» и «Славянский вельможа» Рембрандта в Метрополитенмузее) и три массивных, огромных книги (одна на переднем плане слева) напоминают молодых лейденских художников. 

Тонкие штрихи, обозначающие мех и золото на спине левой фигуры могут быть некоторой данью Рембрандту, в то время как две фигуры справа на заднем плане - возможно, одно из самых непривлекательных изображений Марии и Иосифа во всем голландском искусстве - это типы, которые могли прийти с картины Ливенса.

🅒 Борис Рохленко, перевод с английского, 2022. Источник: каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.