Куда удалился отец семейства? История портретов семейства Балтазара Гербье.

by - декабря 20, 2021





Дебора Кип, жена сэра Балтазара Гербье с детьми, 1629/1630 год,165х178 см, обновлено, вероятно, в средине 1640-х годов, Национальная галерея, Вашингтон, США

Миловидная женщина, четверо детей разного возраста на террасе небедного замка с колонной, украшенной кариатидами, фон – пейзаж с речным видом. Сэр Балтазар Гербье (1592-1663) – видная фигура в жизни Англии во времена короля Карла I: дипломат, художник, архитектор. В 1625 году он свел знакомство с Рубенсом, они подружились: оба – дипломаты, оба – художники.

В 1629 году Рубенс приехал в Лондон с дипломатической миссией (его первая жена Изабелла Брандт умерла в 1626 году, до второй женитьбы оставался еще год). Балтазар принял Питера как лучшего друга и поселил его в своем доме (дом, видимо, был достаточно обширным, чтобы вместить дорогого гостя с его поваром и шурином – братом Изабеллы). Рубенс гостил в Англии почти год (английская казна покрывала расходы Гербье на содержание гостя).



Архивный документ: Оплата расходов и развлечений Пьера Паоло Рубенса, государственного секретаря и государственного советника короля Испании, по его специальному приказу, оплачивались Бальтазаром Гербиером, эсквайром, в его доме, с г-ном Брантом, шурином Рубенса, и их людьми с 7 декабря прошлого года по 22 февраля 1629-30, на сумму 128.2.11 фунтов была разрешена 29 февраля 1629-30.

Вероятно, у друзей было достаточно свободного времени, и его надо было занять. Возможно, у Рубенса позникла идея написать семейный портрет Балтазара – как благодарность за гостеприимство и посредничество при продаже картин. Возможно, у Балтазара возникла мысль воспоьзоваться редким случаем и получить урок мастерства от знаменитого живописца. Если это предположение верно, то два художника одновременно писали два портрета.

(Авторство Рубенса подтверждают два его рисунка – портреты детей Балтазара: сына Джорджа и дочери )


Рубенс, Портрет Джорджа, сына Балтазара Гербье, 1629, Albertina Graphic Art Databank, Вена, Австрия


Рубенс, портрет дочери Балтазара Гербье, 1629, 34х23 см, Эрмитаж, Петербург, Россия

Вот именно этим можно объяснить то, что в Королевской коллекции Англии есть еще один портрет семейства Гербье.



Аттрибутировано Питеру Паулю Рубенсу, Семья сэра Балтазара Гербье, 217х310 см, Royal Collection Trust, Англия,165х178 см

Какой путь проделали эти картины до того, как их определили в музеи? Путь первой картины: Чарльз Водвилль Робартес, второй граф Рэднор продал ее в его резиденции в Лондоне на торгах 22-29 апреля 1724 года как работу Ван Дейка (1599-1641) (провенанс Национальной галереи). Скорее всего, картина была унаследована Чарльзом от своего отцаДжона Робартеса, первого графа Рэднора, лорда-хранителя печати короля Англии Карла II (тот же провенанс). Джон Робартес, первый граф Рэднор (1606 – 1685), был хорошо знаком с Гербье со времени царствования короля Карла I, при котором Балтазар занимался пополнением королевской коллекции.

У второй картины известный путь до картинной галереи описывается всего одной строкой: приобретена Фредериком, принцем Уэльсским в 1749 году как работа Ван Дейка и была размещена в Лейчестер-Хаузе, Лондон.

Итак, у Балтазара Гербье – две одинаковых картины, на которых все фигуры выполнены в полный рост. И всё было бы в его жизни прекрасно, если бы Карла I не казнили. Естественно, его приближенные частью попали в опалу, частью лишились должностей. Судя по всему, эти изменения не прошли мимо Балтазара. Через некоторое время у него начались (надо полагать) финансовые затруднения, и он решил продать картины. Зачем он выдал из за работы Ван Дейка – вероятно, для солидности: Ван Дейк был художником двора. В момент продажи картин и Рубенс, и Ван Дейк уже были в потустороннем мире, покупатель не мог спросить у художника, его ли эта работа.

Скорее всего, картины были проданы в разное время: сначала – большая, спустя несколько лет – маленькая. Можно предположить,.что большая картина была продана во Франции (где-то встречалось упоминание об этом). А маленькая картина появилась в продаже после казни Карла I – Балтазар не решился предложить новому владельцу картину со своим портретом. Гербье отрезал от оригинала правую часть с пятью детьми, закрасил свой портрет, надставил полосы, подрезал поля, изменил фон, подрисовал портьеру, колонну с кариатидами и пейзаж,

Остаток жизни Балтазар Гербье провел в нужде, его дочери вынуждены были просить у короля денежную помощь. Сам он похоронен в Хэмстид Маршалл - деревня и гражданский округ в английском графстве Беркшир, где он должен был строить дом для сестры Карла 1 Элизабет. Что стало с его женой – неизвестно.

Версия искусствоведов Национальной галереи в Вашингтоне, США: «Изначально Рубенс нарисовал семейную группу в центре композиции на вертикальном прямоугольном центральном участке холста, к которому он - возможно, еще находясь в Англии - добавил полосы со всех четырех сторон, готовясь к почти квадратной окончательной композиции. Когда Рубенс вернулся в Антверпен в апреле 1630 года, он взял с собой еще незаконченный семейный портрет. Картина, оставшаяся в его владении, вероятно, была завершена Якобом Йордансом после смерти Рубенса в 1640 году. Расширенная копия из мастерской Рубенса, которую Бальтазар Гербье почти наверняка заказал для своей личной коллекции, находится в Королевской коллекции Виндзорского замка.»

Версия Royal Collection Trust: Как и многие другие работы в студии Рубенса, эта работа со временем росла, и отдельные куски холста были пришиты к оригиналу. Это «ядро» находится в верхнем левом углу, простираясь до правой колонки и вниз, включая сиденье стула миссис Гербье. Вероятно, это было написано в Лондоне c. 1629-30 и включал только мать, троих детей и младенца в композицию, которая выглядела точно так же, как картина в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (хотя последняя более высокого качества). Затем под эту композицию пришивали холст, чтобы продлить его вниз до линии верхней ступеньки. Таким образом, фигуры стали в полный рост, и художник (немного хуже, чем первый, но все же, вероятно, член студии Рубенса) воспользовался возможностью большего формата, чтобы втиснуть дополнительные фигуры со всех сторон: самого Гербье слева и двух дочерей в правом нижнем углу. Первоначальная территория также была немного переработана на этом этапе, которая может быть датирована ок. 1631-4. Наконец, к этой композиции были добавлены полосы холста (очень узкие вверху и несколько более широкие внизу, чтобы включить ступеньки) и одна большая секция справа, чтобы разместить все, что справа (и включая) правую колонну. Эта последняя правка c. 1638-41- не такого высокого качества (возможно, самим Жербье) добавляет еще троих детей и герб. Постепенный процесс рисования означает, что все дети кажутся одного возраста. Этот процесс также может объяснить, почему в семье Жербье девять детей вместо восьми: может ли ребенок появляться дважды? Это кажется более вероятным, чем то, что маленькая девочка в черном платье в самом центре - служанка или карлик, как предполагалось.

© Борис Рохленко,  2021


You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.