Куда удалился отец семейства? История портретов семейства Балтазара Гербье.
Миловидная женщина, четверо детей разного возраста на террасе небедного замка с колонной, украшенной кариатидами, фон – пейзаж с речным видом. Сэр Балтазар Гербье (1592-1663) – видная фигура в жизни Англии во времена короля Карла I: дипломат, художник, архитектор. В 1625 году он свел знакомство с Рубенсом, они подружились: оба – дипломаты, оба – художники.
В 1629 году Рубенс приехал в Лондон с дипломатической миссией (его первая жена Изабелла Брандт умерла в 1626 году, до второй женитьбы оставался еще год). Балтазар принял Питера как лучшего друга и поселил его в своем доме (дом, видимо, был достаточно обширным, чтобы вместить дорогого гостя с его поваром и шурином – братом Изабеллы). Рубенс гостил в Англии почти год (английская казна покрывала расходы Гербье на содержание гостя).
Вероятно, у друзей было достаточно свободного времени, и его надо было занять. Возможно, у Рубенса позникла идея написать семейный портрет Балтазара – как благодарность за гостеприимство и посредничество при продаже картин. Возможно, у Балтазара возникла мысль воспоьзоваться редким случаем и получить урок мастерства от знаменитого живописца. Если это предположение верно, то два художника одновременно писали два портрета.
(Авторство Рубенса подтверждают два его рисунка – портреты детей Балтазара: сына Джорджа и дочери )
Вот именно этим можно объяснить то, что в Королевской коллекции Англии есть еще один портрет семейства Гербье.
Какой путь проделали эти картины до того, как их определили в музеи? Путь первой картины: Чарльз Водвилль Робартес, второй граф Рэднор продал ее в его резиденции в Лондоне на торгах 22-29 апреля 1724 года как работу Ван Дейка (1599-1641) (провенанс Национальной галереи). Скорее всего, картина была унаследована Чарльзом от своего отцаДжона Робартеса, первого графа Рэднора, лорда-хранителя печати короля Англии Карла II (тот же провенанс). Джон Робартес, первый граф Рэднор (1606 – 1685), был хорошо знаком с Гербье со времени царствования короля Карла I, при котором Балтазар занимался пополнением королевской коллекции.
У второй картины известный путь до картинной галереи описывается всего одной строкой: приобретена Фредериком, принцем Уэльсским в 1749 году как работа Ван Дейка и была размещена в Лейчестер-Хаузе, Лондон.
Итак, у Балтазара Гербье – две одинаковых картины, на которых все фигуры выполнены в полный рост. И всё было бы в его жизни прекрасно, если бы Карла I не казнили. Естественно, его приближенные частью попали в опалу, частью лишились должностей. Судя по всему, эти изменения не прошли мимо Балтазара. Через некоторое время у него начались (надо полагать) финансовые затруднения, и он решил продать картины. Зачем он выдал из за работы Ван Дейка – вероятно, для солидности: Ван Дейк был художником двора. В момент продажи картин и Рубенс, и Ван Дейк уже были в потустороннем мире, покупатель не мог спросить у художника, его ли эта работа.
Скорее всего, картины были проданы в разное время: сначала – большая, спустя несколько лет – маленькая. Можно предположить,.что большая картина была продана во Франции (где-то встречалось упоминание об этом). А маленькая картина появилась в продаже после казни Карла I – Балтазар не решился предложить новому владельцу картину со своим портретом. Гербье отрезал от оригинала правую часть с пятью детьми, закрасил свой портрет, надставил полосы, подрезал поля, изменил фон, подрисовал портьеру, колонну с кариатидами и пейзаж,
Остаток жизни Балтазар Гербье провел в нужде, его дочери вынуждены были просить у короля денежную помощь. Сам он похоронен в Хэмстид Маршалл - деревня и гражданский округ в английском графстве Беркшир, где он должен был строить дом для сестры Карла 1 Элизабет. Что стало с его женой – неизвестно.
Версия искусствоведов Национальной галереи в Вашингтоне, США: «Изначально Рубенс нарисовал семейную группу в центре композиции на вертикальном прямоугольном центральном участке холста, к которому он - возможно, еще находясь в Англии - добавил полосы со всех четырех сторон, готовясь к почти квадратной окончательной композиции. Когда Рубенс вернулся в Антверпен в апреле 1630 года, он взял с собой еще незаконченный семейный портрет. Картина, оставшаяся в его владении, вероятно, была завершена Якобом Йордансом после смерти Рубенса в 1640 году. Расширенная копия из мастерской Рубенса, которую Бальтазар Гербье почти наверняка заказал для своей личной коллекции, находится в Королевской коллекции Виндзорского замка.»
Версия Royal Collection Trust: Как и многие другие работы в студии Рубенса, эта работа со временем росла, и отдельные куски холста были пришиты к оригиналу. Это «ядро» находится в верхнем левом углу, простираясь до правой колонки и вниз, включая сиденье стула миссис Гербье. Вероятно, это было написано в Лондоне c. 1629-30 и включал только мать, троих детей и младенца в композицию, которая выглядела точно так же, как картина в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (хотя последняя более высокого качества). Затем под эту композицию пришивали холст, чтобы продлить его вниз до линии верхней ступеньки. Таким образом, фигуры стали в полный рост, и художник (немного хуже, чем первый, но все же, вероятно, член студии Рубенса) воспользовался возможностью большего формата, чтобы втиснуть дополнительные фигуры со всех сторон: самого Гербье слева и двух дочерей в правом нижнем углу. Первоначальная территория также была немного переработана на этом этапе, которая может быть датирована ок. 1631-4. Наконец, к этой композиции были добавлены полосы холста (очень узкие вверху и несколько более широкие внизу, чтобы включить ступеньки) и одна большая секция справа, чтобы разместить все, что справа (и включая) правую колонну. Эта последняя правка c. 1638-41- не такого высокого качества (возможно, самим Жербье) добавляет еще троих детей и герб. Постепенный процесс рисования означает, что все дети кажутся одного возраста. Этот процесс также может объяснить, почему в семье Жербье девять детей вместо восьми: может ли ребенок появляться дважды? Это кажется более вероятным, чем то, что маленькая девочка в черном платье в самом центре - служанка или карлик, как предполагалось.
© Борис Рохленко, 2021
0 коммент.
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.