38. Интерьер Новой кирхи, Дельфт, с гробницей Вильяма
Молчаливого
1651-52, масло, дерево (обрезано поверху), 60х41 см, частная коллекция
Эта панель - авторская копия замечательной
картины в Маурицхёйсе (рис. 115, 258), которая немного меньше, она также
выполнена на дубовой доске с верхом в виде арки, с монограммой, датирована 1651
годом. Детские рисунки на ближайшей колонне в картине Маурицхейса были удалены,
фигуры стали совершенно разными; маленькая семья перед памятником превратилась
в состоятельную пару с собакой. Хотя нет очевидных оснований датировать
настоящую картину позднее 1651-52 года, не исключено, что дата была добавлена
несколько лет спустя, возможно, другой рукой.
Хотя
Хоукгест до 1650 года нарисовал очень близкие версии воображаемых
архитектурных сооружений, это единственный достоверный случай, когда он повторил
композицию с изображением существующей церкви [1]. Но, конечно, тема требовала более одной
версии, точно так же, как портреты голландских принцев Михиеля ван
Миревельда, которые повторялись до получения требуемого результата. Подобно
большому панно 1650 г. в Гамбурге (кат. № 37), настоящая картина и вариант в
Маурицхейсе представляют зрителю самый
важный общественный памятник Нидерландов - гробницу Вильяма Молчаливого,
которая также связана со всем домом Оранских-Нассау (см. обсуждение под кат. 37
о могильных щитах на стене хора) и с недавно завоеванной свободой Голландской
республики. Бронзовая фигура Золотой Свободы (название напитано латиницей на
шляпе в ее поднятой руке) стала гораздо более заметной, когда Хоукгест повторил
примерно две трети гамбургской композиции и убрал левую сторону ближайшей
колонны (см. рис. 259). Судя по рентгенограммам, последнее действие,
по-видимому, уточнялось в ходе работы над гамбургской картиной, чтобы по
контрасту показать завершенные архитектурные детали.
В залах выставки у зрителя сложится совсем другое
впечатление, чем от большой картины 1650 года. Более раннюю работу можно
сравнить с официальным портретом, призванным создать грандиозное впечатление на
некотором расстоянии. Объемность гамбургской картины похожа на объемность
иллюзионистской фрески, а небольшие картины Хоукгеста 1651 года и далее
напоминают микрокосм, как и жанровые картины Герарда Доу и его лейденских
последователей. Эта картина предназначалась для неспешного просмотра в
небольшом помещении и как произведения искусства, и как напоминания о свободе,
жертвености и смерти.
Рис. 259. Кат. № 37 с его основной схемой перспективы и композиции описанной картины кат.№ 38.
1. Another version (Van Rijckvorsel-Courbois collection, Nijmegen), on a canvas of about the same size (22/s x 15 in. [58 x 38 em]), is catalogued in Liedtke 1982a, p. 100, no. 6e, as conceivably autograph (see also Priem 1997, p. 201, no. 12 ). Three copies, apparently by other seventeenth-century hands, are listed in Liedtke 1982a, p.100, as nos. 6a, 6b, and 6c; the present painting is catalogued as no. 6d and said to be "apparently an autograph replica" (based on a photograph).
🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа".