55. Коровы и овцы в непогоду

by - октября 09, 2024








55. Коровы и овцы в непогоду




1647,, масло, дерево, 46х38 см, подписано и датировано внизу слева Paulus Potter 1647, Национальная галерея, Лондон, Англия



По сравнению с яркими солнечными. картинами Поттера - преимущественно спокойными сценкамиt на крестьянских дворах и на природе, атмосфера в этой маленькой картины кажется почти трагичной. Угрожающие формы белых и темно-серых облаков контрастируют с несколькими голубыми пятнами и неизвестно, надвигается ли буря или небо вот-вот прояснится. Написанные на фоне самого яркого участка неба молодой бык и черная корова на переднем плане становятся господствующими. На заднем плане освещение реверсивное. Здесь спокойно отдыхающую между деревьями и пасущуюся под солнечными лучами скотину обдувает ветер, а контуры животных вырисовываются на фоне угрожающе темных облаков. Диагональ сзади может быть дождем или облаком пыли, поднятой ветром. Нечто подобное есть в офорте Рембрандта «Пейзаж с тремя деревьями» 1643 года [1].

Поттер написал эту картину в 1647 году., когда он, вероятно, все еще жил в Дельфте. Среди картин, выполненных в том же году, его самая известная работа «Бык» (Морицхёйс, Гаага), чудесный «Скотный двор вблизи Гааги» (собрание герцога Вестминстерского) и «Люди и лошади возле конюшни» (кат. № 54).

Настоящая картина и предыдущая, которые похожи по размеру и идентичны подате, считались парой, когда они были частью коллекции Hope ΧѴIII и ΧIΧ веков [2]. В публикации о британских коллекциях и Джон Смит, и Густав Вааген придерживались этой точки зрения [3]. Однако то, что существуют другие работы Поттера того же периода с одинаковыми размерами, и что две картины на этой выставке имеют совершенно разные композиции, делает маловероятным, что они были задуманы как пара [4].

Ранние работы Поттера с их итальянским флёром отражают стиль таких художников, как учитель Рембрандта Питер Ластман (ок. 1583-1583 гг.) 1633), Клаас Мойарт (1590/91-1655) и Мосес ван Юттенбрук (1595/1600-1648).

Однако к 1643 г. Поттер перенес внимание на людей и животных голландского села. «Пейзаж с дояркой» 1643 гг. - это первый голландский пейзаж в творчестве Поттера без итальянских гор или античных руин [5]. «Четыре коровы на лугу» 1644 года [6] были вдохновлены серией офортов сельскохозяйственных животных Питера ван Лера 1636 г., в том числе коров и быков; это - первая чисто анималистическая картина в Нидерландах, тип изображения, благодаря которому художник-анималист Поттер стал знаменитым [7]. Возрастающий натурализм его последующих работ свидетельствует об интересе художника к анатомии животных, а также к пространственным эффектам и ​​тактильным качествам различных поверхностей. С середины 1640-х годов Поттер снова обратился к художникам, которые бывали в Италии, например, Ван Лер (1599-1642?) и Ян Бот (ок. 1615-1652), чьи приемы изображения яркого естественного света и атмосферных эффектов оказали на него большое влияние [8]. В настоящей картине Поттер для большего эффекта. использует ярко-серебристый солнечный свет, ярко выраженные тени, подсветку и четкие силуэты.

В картине «Коровы и овцы в непогоду» есть не только сходство, но и некоторые различия с двумя более поздними картинами Поттера. В 1649 г. он написал большую работу «Молодой бык и две коровы на лугу» [9]. В то время, как зритель настоящей картины должен представить себе просторный луг за силуэтами холмов, на более поздней картине точка обзора несколько выше, а значит, и больше обзор. Другая картина - «Бык» - также от 1649 [10]. Здесь пейзаж невидим для зрителя, и он угадывается только по взгляду одной из коров. В то же время приближающийся бык выглядит угрожающе из-за отсутствия какого-либо видимого барьера, к примеру - ветки дерева или куста на передним плане.

Толкование идеи трех картин было предметом активного обсуждения. Можно утверждать, что молочный скот – это (в первую очередь) напоминание о жизни в стране и своеобразное обращение к голландским горожанам, которые идеализировали сельскую местность, представляя ее себе как место отдыха и духовного обновления. Коровы обычно связаны с землей, плодородием, процветанием, а весна- в отношении Нидерландов ΧѴII века может быть связана с важностью молочных продуктов и сельского хозяйства в экономике. Молочное животноводство достигло своего наибольшего расцвета к середине века, существовало множество справочников по по разведению и содержанию крупного рогатого скота. В это время коровы стали популярными объектами живописи. Красивые коровы Альберта Кейпа (1620-1691), например, лежат под полуденным солнцем на пышной луговой траве. Таким образом, корову можно рассматривать как символ национальной гордости, сочетающий в себе общее понятия весны и плодородия с выдащимися экономическими успехами и процветанием голландской нации [11]. Эта интерпретация убедительна по отношению к изображениям сытых голландских дойных коров и спокойных сцен крестьянского двора, но не совсем применими к этой картине. Сопоставление мощного молодого быка, который с подозрением смотрит на зрителя, и лежащей коровы предполагает разделение ролей: в то время как корова символизирует плодородие и богатство земли, бык означает бдительность и силу. Один автор недавно предложил рассмотреть картину в политическом контексте, связанным с подписанием Мюнстерского договора. Согласно этому аргументу, настороженность грозного, хотя и незрелого, быка можно истолковать как символ бдительности голландского населения, постоянно помнящего о необходимость защиты страны, ее богатства и экономического процветания.



1.B./Roll. 212. See A. Walsh 1985, p. 157. For another picture by Potter showing a comparable stormy landscape with windswept trees, see Landcape with Pigs before a Storm (1646; with the dealer Robert Noortman, Maastricht), illustrated in The Hague 1994-95, p. 72, fig. I.



2. On the Hope collection, see Niemeijer 1982, especially pp. 193-94, nos. 190, 191.



3. ]. Smith 1829-42, vol. 5 (1834), p. 153, no. 87, and Waagen 1837-39, vol. 2, pp. 146-47. See also The Hague, San Francisco 1990-91, pp. 366-67.



4. Two Cows and a Bull (private collection, on loan to the City Art Gallery, York) is an example of a work of the same year with similar dimensions.



5. Collection Frits Lugt, Institut Neerlandais, Paris, inv. no. 5982.



6. Staatliche Museen, Gemaldegalerie Alte Meister, Kassel.



7. A. Walsh 1985, pp. 137, 145, and The Hague 1994-95, p. 24, and nos. 3, 4. For Potter's characterization as a beestenschilder, see Weyerman 1729-69, vol. 2, p. 203.



8. The Hague 1994-95, pp. 25-26.



9. Royal Collection, London; illustrated in White 1982, no. 154, pl. 122. See also The Hague 1994-95, p. 31, fig. 21.



10. Gemaldegalerie, Berlin, inv. no. 872B. See also The Hague 1994-95, p. 31, fig. 22.



11 For a more detailed discussion of the symbolism of cattle, see Spicer 1983, pp. 251-56, and Chong in Dordrecht, Leeuwarden 1988-89, pp. 56-86.



12.A. Walsh 1985, pp. 420-23.

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.