48. Веселая компания

by - сентября 29, 2024





48. Веселая компания

1632, масло, дерево, 46х71 см, подписано и датировано слева внизу A.Palamedes1632, музей искусств Северной Каролины, США

На этой картине стоит дата 1632. Кроме картины Компания обедает и музицирует в Маурицхёйс (кат. № 47), изестны еше две другие картины Паламедеша этого года [1]. Более поздние картины художника кажутся слабее и шаблоннее, чем эти [2]. Интересно, что о начале его карьеры ничего неизвестно, кроме даты вступления в гильдию св. Луки Дельфта в 1621 г., и в этот момент он уже должен был быть полностью обученным мастером [3]. Помимо картин с веселыми компаниями, Паламедеш написал сценки в караулках, портреты (см. фиг 51, 52), пейзажи и несколько натюрмортов; кроме того, он рисовал стаффажные фигуры для Бартоломеуса ван Бассена (см. обсуждение под кат. № 7) и, возможно, также для Дирка ван Делена (I605-167I) и Антония де Лорме (ум. 1673) [4].



Эта работа, как и его очень похожая картина в Маурицхёйсе, посвящена «высшему обществу» Дельфта XVII века. В относительно простом интерьере элегантно одетые молодые мужчины и женщины пьют, курят, беседуют, играют и музицируют. Центральное место занимает лютнист, чей прямой взгляд, кажется, почти приглашает зрителя участвовать в происходящем, в отличие от центральной фигуры картины в Маурицхейсе, которая смотрит на зрителя довольно настороженно. В очередной раз художник противопоставил скученную и невыразительную группу весельчаков справа пустому месту слева. Мальчик-слуга показан разливающим вино, но в данном случае художник поместил его на правый край картинки. В левой части комнаты доминирует большой камин, отбрасывающий тень. что создает сильный контраст со светом, падающим сзади и спереди [5]. В то же времяя источники света остаются невидимыми. Хотя общий тон картины несколько темнее и некоторые цветовые пятна кажутся более яркими, чем в картине Маурицхёйса, сцена так же пронизана характерными для художника атмосферными эффектами .

При рассмотрении картины в Маурицхёйсе было высказано предположение, что в подобных сценах с веселыми компаниями может быть определенный морализаторский подтекст. Если это так, то художник не обозначил здесь ясно свои намерения. Более вероятно, что заказчик просто наслаждался эта картиной, ее явной элегантностью и приятными манерами персонажей и тем, что он сам, возможно, тратил свое свободное время не слишком непохожим способом.

1. Philadelphia, Berlin, London 1984, p. 292, n. 1. For one of the other two paintings, Merry Company, see Supinen 1988, pp. 86-87, no. S121. The second, Outdoor Garden Party with Musicians, was sold at Christie's, London, March 20, 1936, no. I7, and is now in a private collection.

2. Philadelphia, Berlin, London 1984, p. 292.

3. Montias 1982, p. 338.

4. On Palamedesz's work for Van Bassen, see Rotterdam 1991, no. 9. On his possible collaboration with Dirck van Delen, see Blade 1976, pp. 59-61, 140-41, 239, no. 72, fig. 64, and for his work with Anthonie de Lorme see, for example, Classical Church Interior by Night of 1645 (presently with the Maastricht dealer Robert N oortman, formerly in the Warwick Castle collection; see Jantzen 1979, p. 226, no. 202) and Imaginary Classical Church of 1652 (Musee des BeauxArts et d'Archeologie, Rennes; see Liedtke 1982a, pp. I26-27, pl. II0 ).

5· Palamedesz's Merry Company of 1634 (Kunsthistorisches Museum, Vie1ma, inv. no. 6047) has a very similar composition and includes a prominent fireplace at left.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.