47. Компания обедает и музицирует

by - сентября 28, 2024



47. Компания обедает и музицирует

1632, масло, дерево, 47х73 см, подписано и датировано A pajamedes/1632, Морихейс, Гаага, Нидерланды


В отличие от своего младшего брата Паламедеса, который приобрел репутацию художника жестоких сражений (см. кат. № 49), Энтони Паламедеш кажется, предпочел мир золотой молодежи Дельфта. На этой картине - тринадцать богато одетых юношей и девушек, которые наслаждаются едой, питьем, курением и приятной музыкой в дружеской компании. Слева мальчик-слуга в красном костюме разливает вино для пирующих. Над ним – окно, через которое свет падает на стену (на заднем плане) и освещает две картины — на одной изображено бурное море, на другой — скалистый пейзаж. Эта картина была выполнена в 1632-м году (с этого года художник начал датировать свои картины [1]). Как это часто встречается в интерьерах Паламедеша того времени, люди сгрудились в правой половине, пространство слева остается почти пустым (сравните кат. № 48) [2]. Художник компенсирует этот дисбаланс, поместив в пустом углу фигуру мальчика-слуги, чей ярко окрашенный костюм контрастирует с приглушенными оттенками черного, коричневого, зеленого, бежевого и желтого костюмов весельчаков; однако в обстановке и костюмах справа есть отголоски его ярко-красного наряда [3]. В центре картины – бравая фигура курящего мужчины с трубкой [4]. Он как будто на мгновение отвлекся от прослушивания музыки в исполнении группы справа и повернул голову к зрителю. Его какая-то надменная поза с одной рукой на поясе и плечо, частично скрывающее его лицо, подчеркивают его настороженность.

Фигуры Паламедеша (их соразмерность, позы, роскошные наряды, а также «размытое» пространство, в котором они взаимодействуют [5] ) очень напоминают произведения с аналогичными сюжетами художников Северной Голландиии, к примеру, Дирка Хальса, Питера Кодде, Виллема Дейстера и Хендрика Пота [6]. Паламедеш, должно быть, хорошо изучил их работы (которые были доступны по всей стране - так утверждалось в другом месте в этом каталоге [7]), но его картины наполнены особенностями, которые их выделяют из общего ряда. В настоящей картине, например, обращение со светом и поразительно светлые тона создают атмосферный эффект, который следует рассматривать как часть традиции Южной Голландии [8]. Надо заметить, что в этой сцене свет падает с двух сторон. Самый очевидный источник - окно слева вверху, но должен быть еще один, ближе к зрителю, потому что свет поднимается от пола, заметно подсвечивая передний план. Этот прием, который художник также использовал в другой его жанровой сцене на этой выставке (кат. № 48), сильно отличается от «Музыкальной вечеринки» Якоба ван Велсена (кат. № 60), где ярко обозначенная тень слева на переднем плане действует как репуссуар, завершающий композицию.

Трудно определить, есть ли на этой картине какие-либо символы. Ясно, что акцент делается на чувственные удовольствия. Курение, которое также встречается в сочетании с музицированием в картине Якоба ван Велсена. представленной на этой выставке, было символом морального падения (см. обсуждение – кат. № 60). Питер Саттон предположил, что мальчик, наливающий вино, может означать умеренность [9]. Точно так же картины на задней стене могут намекать на лишения и страдания добродетельных христиан. И все же следует остерегаться слишком многих толкований в этом виде живописи. Веселые компании Паламедеса в свое время ценили за артистизм и атмосферу элегантности.



I. Philadelphia, Berlin, London 1984, p. 292, under no. 95, and Peter C. Sutton in Dictionary of Art 1996, vol. 23, p. 831.

2. Another example is the artist's Elegant Company Gaming and Drinking of about 1632-34, illustrated in Philadelphia, Berlin, London 1984, no. 95, pl. 16.

3. Much of the following discussion is based on Peter Sutton's unpublished essay in the curatorial files of the Mauritshuis, which the museum kindly made available to the present author. A comparable compositional arrangement is found in Palamedesz's Merry Company in a Room, signed and dated 1633 (Rijksmuseum, Amsterdam, inv. no. AI906). The picture is a close variant of the present work.

4. The artist used the same figure in a variant of the present picture, Music-Making Company (Musees Royaux des Beaux-Arts, Brussels, inv. no. 2837; Musees Royaux des Beaux-Arts de Belgique 1984, p. 224, no. 2837). This reduced version has only nine figures and shows neither a left wall and window nor the figure of a servant boy.

5. On the "vaguely defined" space, see Philadelphia, Berlin, London 1984, p. 292. Walter Liedtke has argued that Palamedesz's "description of interior space is more carefully organized" than are those by his colleagues in Haarlem and Amsterdam (see chap. 3, p. 74, in this catalogue). This seems to be more evident in pictures like Palamedesz's Family Portrait in Antwerp (fig. 51) than in the two works by the artist included in this exhibition.

6. Delft 1996, p. 26. It has been suggested that Palamedesz may have studied with Hendrick Pot, who was in Delft in 1620; see Peter C. Sutton in Dictionary of Art 1996, vol. 23, p. 831.

7. By Walter Liedtke in chap. 3, pp. 73-75.

8. Discussed in Liedtke 2000, chap. 4.



9. Sutton discusses this possibility in his notes on the painting in the curatorial files of the Mauritshuis. See Lucas van Leyden's engraving Temperance of 1530, in Filedt Kok I996, no. 133.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.