49. Схватка кавалеристов

by - октября 02, 2024

49. Схватка кавалеристов 
1626-28,, масло, дерево, 53х78 см, Коллекция произведений искусства Стокгольмского университета, Стокгольм, Швеция 




 В 1661 году Корнелис де Би в заметках о батальных сценах Паламедеса Паламедеша отметил, что художник наполняет свои творения такой энергией, что единственное, чего не хватает в его картинках, - это самой жизни [I]. В настоящей батальной сцене жестокая схватка показана крупным планом. Солдаты на лошадях сошлись в единоборстве, некоторые обнажили мечи, другие палят в своих противников из пистолетов. На переднем плане – раненный выстрелом солдат, сбруя его лошади - под ним. лошадь лежит, а всадник пытается уползти в безопасное место. Воздух тяжелый, с дымом и запахом пороха [2]. Что характерно для батальных картин этого художника: сцена не содержит идентифицируемых лиц или сражающихся отрядов (на чьей стороне они воюют). Это резко контрастирует с традицией ΧѴI века: в итальянских и немецких картинах упор делается на героизм конкретных воинов и полководцев [3]. Здесь центр схватки и жестокость перестрелки, несомненно, являются откликом на вооруженные столкновения между Испанией и Соединенными провинциями, которые начались в 1568 году. Руководства для солдат, иллюстрирванные сценами схваток и инструкциями по правильному обращению с оружием, которые были опубликованы в начале ΧѴII века, могли был одним из источников вдохновения Паламедеша [4] . Легкие доспехи кавалеристов в этой картине (только нагрудники и спинки) и их широкополые шляпы идентифицируют их как аркебузиров, а не кирасиров, носивших полную броню. Униформа еще не была введена, и солдаты отличали друга от врага по цвету их перевязей и перьев [5]. Флеминг Себастьян Вранкс (1573-1647) - первый северный художник, работавший в этом жанре [6]. Его картины с изображением сражений, грабежей и засад выполнены во фламандской традиции: обзор сражения с высоты и вид на далеко простирающийся ландшафт [7]. Вранкс иногда писал военный стаффаж для Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) и Йоса де Момпера (1564-1635). В северных Нидерландах первый художник, обратившийся к батальным сюжетам, - известный пейзажист Эсайас ван де Вельде (1587-1630), чей интерес к этому жанру проявился после переезда в Гаагу в 1618 году. В то время (по окончании двенадцатилетнего перемирия с Испанией) Гаага вновь стала стратегическим центром.. Принц Оранский командовал войсками Соединенных провинций, двор вместе с Генеральными штатами контролировал военный бюджет. Ван де Вельде следовал примеру Вранкса: написанные сцены «олицетворяли сущность вооруженного столкновения», а не настоящие бои [8]. И все же с середины 1620-х годов он начал снижать точку обзора, таким образом, приводя действие к уровню глаз зрителя. Этот сдвиг наиболее отчетливо виден в его «Кавалерийской схватке» 1626 г. (частное собрание, Германия) [9]. Дирк ван Блейсвик, а вслед за ним и Арнольд Хоубракен утверждает, что Паламедес был самоучкой и учился, копируя картины Ван де Вельде [10]. На самом деле Паламедес учился у своего брата, художника-жанриста Антони Паламедеша (см. кат. № 47, 48). Его первая известная батальная сцена датируется от 1626 года [11[. В ранних картинах Паламедеса влияние Ван де Вельде заметно в использовании низкого горизонта и в манере изображения лошадей: крепкие, с мускулистыми задними ногами [12]. Тем не менее, после 1630 г. стиль Паламедеса начал меняться. Жесткие контуры, характерные для ранних работ, исчезли, мощные лошади стали стройнее, а палитра посветлела [ I3]. Ближе к 1640 году Паламедес еще раз изменил свой подход: исчезли подробности пейзажа. Композиции Паламедеса часто строятся по диагонали для обозначения удаления в пространстве. В этой картине диагональ отделяет схватку от переднего плана, а далекий пейзаж выступает как противовес груде сражающихся солдат. Выделяющийся зад белой лошади, несущей всадника, который стреляет из пистолета, появляется в несколькмх других работах Паламедеса [14]. По стилистическим признакам эта картина может быть датирована 1626-28 годами [15]. Единственным последователем Паламедеса можно считать дельфтского художника Исаака Юниуса, о котором известно очень мало. Уроженец Харлема, где его крестили в 1616 году, он вступил в гильдию св. Луки Дельфта 7 октября 1640 года как баталист [16]. Только одна картина его руки может быть определена с уверенностью: Схватка кавалеристов, она подписана и датирована 1643 годом (Szepmiiveszeti Muzeum, Будапешт) [17]. Диагональная композиция батальной сцены и солдат на вздыбившемся белом коне на переднем плане напоминают ранние картины Паламедеса. Будучи живописцем батальных сцен Юниус расписывал фаянс. Среди его известных работ - две подписанные и датированные 1657 годом фаянсовые плитки с изображением гробницы Вильяма Молчаливого (см. кат. № 149, 150) [18]. Картины сражений такого рода хотя и были популярны у меценатов, близких к политическим кругам Гааги, создавались не только в Гааге и в окрестностях Дельфта. Художники, работавшие в этом жанре в других местах: Филипс Воуверманс (1619-1668) в Харлеме, Ян Мартенсен Младший (1609?-после 1647) и Ян Асселейн (ок.1615-1652) в Амстердаме [19]. В годы войны (между окончанием перемирия в 1621 году и Мюнстерским миром 1648 года) изображения сражений пользовались большим спросом и стали «непременными» в любой заметной коллекции картин [20]. Несмотря на жестокую тематику, богатые деталями и чувствами динамичные композиции производили сильное впечатление. Как отметил Де Би в своей похвале Паламедесу, они ценились за натуралистичность и жизненную правду. Тем не менее, эти изображения жестокости и смерти должны была также подвести зрителя к размышлениям о гибели солдат и о характере войны - не с целью показать ее бессмысленное насилие и кровопролитие, но, вероятно, для возбуждения боевого духа против презренных испанских угнетателей. 

 1. De Bie 1661, p. 102. 2. Another version or copy of this picture has recently turned up at auction. See the sale at Christie's, London, February 1, 1985, no. 31 (attributed to Palamedes Palamedesz ). Because of its similar dimensions, a Cavalry Battle by Palamedesz at the Ostergotlands Linsmuseum, Linkoping, has been proposed as a pendant to the present picture. 3. For example, Raphael's frescoes in the Sala di Costantino in the Vatican, Michelangelo's works in the Palazzo Vecchio in Florence, Titian's Battle of Cadore and Albrecht Altdorfer's Battle of Issus (1529; Alte Pinakothek, Munich). 4. For example, Jacques de Gheyn the Yonger's Wapenhandelinghe van roers, musquetten ende spiessen (1607). See Keyes 1984, p. 103, and Van Maarseveen in Delft 1998, p. 108. 5. Van Maarseveen in Delft 1998, p. 120. 6. Ibid., pp.109-10. 7. See, for example, Battle Scene (signed; Galerie Aschaffenburg, inv. no. 6493); Cavalry Battle (sold at Christie's, London, April 14, 1978, no. 92); Battle on a Heath by Vucht (private collection, the Netherlands; Keyes 1984, fig. 65). 8. Keyes 1984, p. 105. 9. Ibid., p. 129, no. 36, pl. 299. For an exhaustive discussion of Van de Velde's battle pictures, see ibid., pp. I03-I5, and for further examples, see pls. 284-99. 10. Van Bleyswijck I667-[80], vol. 2, p. 847, and Houbraken I7I8-2I, vol. r, p. 239. 11. Battle Scene (I626; Gemaldegalerie, Dresden, inv. no. 53/0104). 12. Examples include a painting in a sale at Helbing, Munich, December 1907, no. 16 (dated 1636, which is probably an erroneous reading of 1626); A Skirmish (I629; listed in the fall 1990 catalogue of the dealer Jan De Maere, Brussels); and a transitional battle scene of I63I sold by De la Faille at Male van Waay, Amsterdam, November 23-24, 1926. I3. See, for example, Battle between Imperial and Swedish Troops (I630; Gemaldegalerie, Berlin, inv. no. 982); Cavalry Skirmish (I634; sold at Sotheby's, London, April 20, I988, no. 68); and a battle scene ofr638 sold at Sotheby's, London, December 11, 1985, no. I86. 14. See the battle scene of 1628 sold at Sotheby's, London, July 8, I987, no. 216; a battle scene in the Jaffe sale at R. Lepke, Berlin, October 15, I9I2, no. 73; and a skirmish scene sold at the Dorotheum, Vienna, May 18-19, 1914, no. 16. I5. A second version or copy of the present picture appeared in an auction at Christie's, London, February I, I985, no. 31 (attributed to Palamedes Palamedesz ). I6. Wurzbach I906-11, vol. I (1906), p. 777; Thieme and Becker I907-50, vol. 19 (1926), p. 336; Montias 1982, especially pp. 341, 344; and Van Dam 1991, p. 10. 17. Pigler I968, pp. 347-48, no. 319, pl. 306. 18. Montias I982, pp. 107-8, and Van Dam 1991, pp. 10-11. 19. See Philips Wouwermans, Cavalry Making a Sortie from a Fort on a Hill (1646; National Gallery, London, inv. no. 6263) and Battle Scene before City Walls (1647; Staatliche Kunsthalle, Karlsruhe); Jan Martensen the Younger, Cavalry Skirmish (I629; Rijksmuseum, Amsterdam, inv. no. A2153); Jan Asselijn, Cavalry Attack at Sunset ( I646; Rijksmuseum, Amsterdam, inv. no. A5). 20. Keyes 1984, p. 105.

🅒 Борис Рохленко, Пер. с англ, 2022. Источник: Каталог выставки "Вермеер и Дельфтская школа"

You May Also Like

0 коммент.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.